Анатолий
Львов
"В
Кургане стартовала
Артотека""
Газета
«Курганская правда» 9.04.2001
Так
назвали свой долгоиграющий
проект Вадим Осадчий и
Роман Мялицын,
бескорыстные борцы за идею
и создатели Евразийского
центра современного
искусства в Кургане.
Проект
продолжает популяризацию
современного искусства и
новых форм визуальной
культуры и предусматривает,
используя все имеющиеся
выставочные площади и
создавая новые во всех
мыслимых местах, проводить
в них ежемесячное
перемещение выставок «Артотека
/ Нью», ориентируя зрителя
на реальный современный
художественный процесс и
изживание провинциальной
по сути ориентации на
традиционно-стереотипное
восприятие
изобразительности и
выразительности в
искусстве.
Задачу
благородная и вполне в духе
традиций русской культуры,
пронизанной духом
просветительства и расшатывания
инерции зрительского
мышления. Согласимся, что
идеи Артотеки нести
искусство в массы и не идти
за устоявшимся вкусом
публики, а развивать его —
созвучны идеям
передвижкиков и новаторов
авангарда, так же двинувших
в народ революционные
полтора столетия и сотню
лет назад творения
искусства демократического
реализма и коммунистической
социальной утопии.
Первая
выставка проекта в
выставочном зале Областной
научной библиотеки
представила примерно треть
собранных центром
произведений — несколько
десятков графических работ
мастеров из Кургана,
Новосибирска, Нижнего
Тагила, Катайска, Шадринска,
Каменска Уральского,
Челябинска с вкраплением
нескольких листов авторов
из Кореи, Китая, Болгарии и
Франции.
На
мой взгляд, принципиальной
разницы в географии для
современного искусства нет.
Его интернационализм,
выражающийся в универсальности
изобразительного языка,
обусловлен не только
общими идеями и растиражированными
современными
информационными
глобальными сетями и
знаковыми системами, но и
самим открытым характером
современного мира.
Миграция народов,
взаимопроникновение вчера
еще изолированных культур,
универсальность
образования в
поставангарде просто
снимают вопрос о
национальном своеобразии
объекта искусства. Что
говорить о нем, если автор
кошмарной «Улыбки Моны
Лизы» и двух других
компьютерных листов,
китаяка из Шанхая Йун Ними,
жила и училсь в Голландии,
Англии и Бог его знает, где
еще; а кореец Тэн Чан Хаонь
всю жизнь живет в Кургане, и
о его корнях напоминает
разве что изящная
осмысленность линии как
выразительного знака. Абстрактные
красные пятна Ху Бенлю из
Сеула вполне могли
родиться в мастерской
Милана или Сиднея.
Все
это - всеобщее «освоение
коллективного бессознательного»,
как метко определил на
вернисаже отравленный
компьютером умница Р.Мялицын.
Свойственным ему языком он,
по сути, согласился с моими
тезисами, высказанными там
же. Вкратце они сводились к
тому, что в современном
поставангарде царит
своеобразный ревизионизм
ощущений. Искусство,
подгоняемое новыми
виртуальными
возможностями, стоит на
пороге Создания нового
языка, не использовав, не
переварив всех
возможностей уже накопленных
за тысячелетия
изобразительных форм.
Сегодня время собирать
камни,
пытаться
собрать воедино все ветви
чувственно-выразительной
культуры — от шаманских
заклинаний каменного века
до концептуализма.
Искусство сегодня не
стесняется цитировать
прошлое, поклоняться ему
или иронизировать над ним.
Оно вообще ничего не
стесняется, став
естественной частью
всеобщей хаотической переоценки
ценностей. Поэтому его
толерантность и всеядность
безграничны, поэтому
нередко снимается сам вопрос
совершенства формы, когда
картину любителя - непрофессионала
ни один эксперт не отличит
от картины выпускника трех
академий.
Все
это можно подтвердить
конкретными примерами с
нашей выставки, но вряд ли
это уместно на газетной
странице. За редким
исключением (в частности,
интересные острой
выразительностью листы В.
Питиримовой и Л. Серовой из
Челябинска, Е. Киени и С.
Владыкина, В. Осадчего из
Кургана) фигуративных
изображений почти нет. А
описывать работы
абстрактные или знаково - символические
— задача неблагодарная и
бессмысленная. Просто надо
прийти и посмотреть, И
тогда любой, нравятся ему
представленные опусы или
нет, увидит, что это
искусство живое, дышащее.
Часто несовершенное в
уровне совпадения замысла
и его воплощения, но
исполненное энергии,
движения и активного
действия. Мы не всегда в
силах понять сегодняшнюю
реальность, тем более
изменить ее. Но пытаться
все-таки стоит.
Анатолий
Львов, искусствовед
|