Ольга
Пирожкова
"За
экологию природы и душы".
Газета
«Новый мир» 9.9.2000
В
двух
словах предыстория музея
будущего века, или
«М 21», такова:
в конце прошлого
года в Евразийском
центре современного
искусства
побывали гости из Вены
- редактор австрийского
художественного
журнала «State
of the art»
Хуго Энгельбрехт и
художник,
критик
Елена Лапшина.
Гости
решили
перекинуть живой культурный
мостик
между Европой и Азией,
и в том
числе - между Веной
и Курганом. И
сделали это очень необычно:
в морозную новогоднюю
ночь на небольшом
участке земли в
селе Илецком, что
под Курганом, подбой курантов
они совместно с
единомышленниками
-зауральцами открыли Международный
музей современного
искусства,
назвав свой проект
кратко - «М 21»,
то есть музей
будущего века, причем
- под открытым небом.
Именно
так
- под открытым летним
небом - прошла целая
серия творческих
акций «М 21»,
в которой приняли
участие
искусствоведы, художники, галерейщики,
журналисты из Кургана,
актуальные художники из
Новосибирска Вячеслав Мизин
и
Константин Скотников, а
также
вышеупомянутые
представители
Австрии.
Первая
акция
состоялась недалеко от
Миасса, на официальной
грнице Европы и
Азии, - традиционная
белая
русская скатерть была
расстелена
одновременно
в двух частях света!
Дискуссия о судьбе
современного
искусства
протекала на фоне неповторимой
красоты Уральских гор,
лесов и знаменитого
озера Тургояк.
Далее
очарование
живой природы сменилось
для участников привычными
городскими суетой, дымом,
пылью. Симпозиум «Искусство
и социокультурная
ситуация» прошел
на
центральной площади Кургана.
На
протяжении нескольких часов
прямо
на трибуне памятника
Ленину,
привычной
лишь к официальным
митингам, на этот
раз велся оживленный,
искренний, порой горячий
диалог
о прошлом, настоящем и будущем
искусства.
Поскольку
публика
собралась самая заинтересованная
(художники, архитекторы,
искусствоведы,
журналисты), дискуссия вышла
серьезной, вопросы подняла
нешуточные.
Памятник
вождю
мирового пролетариата,
привычный
символ монумент любого
советского города, был
выбран не случайно,
участники симпозиума разговор
начали с вопроса о
том, насколько сегодня
актуальна монументальная
пропаганда.
По
мнению ораторов, выходило,
что ленинский план
монументализации
России потерпел крах
и оставил печальное
наследство: серые памятники,
заполонившие
города и села, безликая
архитектура унифицировали
среду
нашей жизни, порождая
подобное же мышление
-
все
как один... Союз
распался, а города по-прежнему безлики, расцвеченные
к тому же
пошлой и безвкусной
рекламой. Властям сейчас
не до возведения
новых памятников или
архитектурных ансамблей, а
старые им проще
снести, чем ремонтировать...
Выяснилось,
что
у заграничных гостей
есть
свой поворот обсуждаемой
темы: к власти
в Австрии пришли
правые, которые скептически
воспринимают
творчество
свободных современных художников,
им больше по душе
послушные исполнители
заказов
правящего режима. Выходит,
рано еще говорить,
что монументальная
пропаганда изжила себя:
история развернула спираль
и этот подзабытый
инструмент воздействия
на людей оказался
вновь
востребован...
в Австрии.
Новосибирцы
же
преподнесли концепцию
«художественного
сепаратизма» (суть которой
в том, чтобы,
не оглядываясь на
столицы, растить в
провинциях мастеров международного
класса) и были
очень рады более тесному
знакомству с
представителями
курганского
авангарда.
Заключительная
акция
«М 21» прошла, уже
по традиции, в
окрестностях села Илецкое;
его жители, как
и проезжие туристы,
с большим удовольствием
стали
свидетелями
международного
пленэра «Условный (дурацкий)
пейзаж».
После
яркой
и содержательной лекции
искусствоведа
областного
художественного
музея Любови Кочариной,
посвященной пейзажу (от
романтических
античных
времен до наших дней
с суровыми индустриальными
пейзажами, призывающими
решать
незамедлительно
проблемы экологии - и
в природе, и
в искусстве), участники пленэра
с интересом познакомились
с художественными
проектами,
не нарушившими гармонию
голубого неба, цветущего
бора, зеленой травы...
Курганская
художница
Екатерина Киеня
создала на картоне
образ «Девушки-соломушки» в конструктивистском
стиле, пикантно дополненный
живыми травами, цветами
и ... позолоченной
калошей, которую по
аналогии с туфелькой
Золушки могла примерить
любая дама. Кстати, сфотографироваться
на память
в этом необычном
образе пожелали многие
участницы, а также - деревенские
девчонки.
Не
меньшим
успехом пользовался
и
проект представителя
Курганского
ЦСИ Вадима Осадчего.
В своем излюбленном
стиле инсталляций он
живописно разрисовал обычный
редкий
забор у сельского
огорода,
а
после украсил его
картинами, на которых
красовались, зеркально повторяя
действительность,
сосны... сквозь этот
же самый веселый
забор! Картины разобрали
моментально...
Простую
и
очень изящную идею
воплотил
в своем проекте
еще один курганский
художник
Сергей Владыкин, напомнив
всем о творчестве
классика
зауральского
пейзажа, заслуженного
художника
России Германа
Травникова: прямо между
соснами
был
натянут огромный кусок
прозрачной пленки, на
которой красовался
известный не только
в России, но и
за рубежом размашистый
автограф художника. А
у Елены Лапшиной
пейзаж назывался «райским»,
потому что напоминал
о самой беззаботной
поре жизни - детстве.
Действительно,
многие из нас
прятали в песке свои
секретики, открывать которые
было
так интересно!
Наверняка
кто-то из вас,
уважаемые читатели, подумает:
все это несерьезно,
напоминает игру. Но
ведь давно известно, что,
анализируя игры,
психолог без труда
может предсказать
будущий характер ребенка.
А наше современное искусство,
словно дитя, делает
лишь первые шаги. Каким
оно будет - зависит
и от участников
Международного
музея под открытым
небом. Если сумеют
сохранить душу в
тисках проблем и
лишений, светлое, с
юмором
восприятие
жизни, значит, не
все потеряно.
|