Ольга
Пирожкова
Культурные
герои ХХI века.
Газета
«Новый мир» 1.12. 2000
В
начале
декабря в Москве
успешно завершился очень
необычный проект
фестиваль «Культурные
герои XXI века».
В рамках этого
проекта в октябре-ноябре более чем
в тридцати российских
городах прошли фестивали
актуального искусства, на
которых
побывали
члены экспертного совета
- известные московские критики,
журналисты,
художники, поэты и
музыканты. В итоге
была собрана уникальная информация
о том, что представляет
собой современная культура
регионов России, а
самые интересные представители
провинций были приглашены
на заключительный
фестиваль в Москве.
Поскольку
сегодня
существует огромный
разрыв между столичным
и провинциальным
развитием искусства, одной
из главных задач
фестиваля
являлось
хотя бы частичное
его преодоление. Участники
фестиваля из разных
регионов смогли
познакомиться друг с
другом и с
московской публикой, наметилась
реальная перспектива творческого
обмена.
Инициатором
участия
нашего областного
центра в фестивале
«Культурные
герои
XXI века» выступил
Евразийский центр современного
искусства, и хотя
он открылся лишь
в
ноябре, его организаторам
- Вадиму Осадчему, Роману
Мялицину, Владимиру
Чебану
- удалось осуществить
даже больше, чем
было задумано, и программа
трех фестивальных
дней оказалась очень
насыщенной
и разнообразной.
Наши
музыканты,
певцы, актеры, поэты,
художники представили Курган
достойно, получив высокую
оценку
у членов экспертного
совета фестиваля - москвичей
Бориса Орлова и Данилы
Давыдова. Этому факту,
мы, конечно, рады,
но не удивлены им,
поскольку знаем и
без столичных гостей, как
богат наш регион талантами.
Тем не менее любопытно
узнать мнение Данилы
Давыдова о знакомстве
с Курганом: «Курганский
ЦСИ открылся только
в этом году,
но уже представляет
собой некую точку, в
которой концентрируется
культурная жизнь
Кургана,
и видится
самой перспективной
площадкой
для выставок, акций,
концертов, литературных
чтений,
семинаров по современному
искусству
и
т.п.
Выделю
лишь
те яркие явления
из фестивальной
программы, которые запомнились.
Молодежный
экспериментальный театр под
руководством Эдуарда Шипицына
представил спектакли
по пьесам С.
Беккета «Звук шагов» и
«Приходят и
уходят»
-
талантливые работы, которым
самодеятельный
статус театра не
мешает быть достаточно
самостоятельными.
Увы, не удалось
увидеть спектакль
«Пиаф (Я не
жалею ни о чем)»
театра кукол «Гулливер»
- текст пьесы и
видеоклип, не могли,
конечно же, дать
адекватного
представления
о постановке (оцененной,
кстати, моим коллегой-экспертом Борисом Орловым);
могу лишь выделить работу
художника Т. Терещенко.
В музыкальной части
фестиваля главным
событием оказалось выступление
группы «Девушкин сон»,
явившееся презентацией
альбома «Сумерки».
По
сравнению с предыдущим
альбомом («Искатели
жемчуга»)
группа
очень выросла и
производит впечатление совершенно
профессиональной
(многие
группы, постоянно играющие
в московских и питерских
клубах, куда слабее).
Наконец,
весь
спектр фестивальной
выставочной
программы оставил впечатление
достаточной уверенности; впрочем,
я не берусь судить
эту часть программы,
полностью
доверяя профессиональному
эксперту
по изобразительному искусству Борису Орлову,
заметившему в данной
области то же,
что я в
литературной, - множество одаренных
художников,
которые
в условиях отсутствия
или недостатка информации
о положении дел
в актуальном искусстве
повторяют давно сделанное
(исправление подобного положения,
надеюсь, станет одной
из приоритетных
задач
курганского ЦСИ). Отмечу
все-таки, хотя
бы простым перечислением,
некоторые
свои сугубо дилетантские
открытия: графика Петра
Булатова; живописные работы
и графика Станислава
Кежова;
объекты
Сережи Владыкина
и Марины Фетисовой;
инсталляции и компьютерная
графика Вадима
Осадчего (Саши Нарбута) и
Романа Мялицина (Леши
Обкуличиного) в рамках
выставки
освобожденной
сексуальности
«Век
XX:
пора кончать».
Собираясь
в
Курган, я полагал,
что окажусь в
глубоком захолустье; я
ошибся. Захолустьем Курган
может быть назван
только по причине
разорванности культурного процесса
здесь и в
центре, по причине
отсутствия обратных связей.
Этим объясняется некоторое
«отставание», легко могущее
быть наверстанным
при
активной работе в межрегиональных
и международных
проектах,
для чего, конечно,
необходима настойчивость,
твердость
и энергия организаторов
курганского ЦСИ. Спасибо
им за фестиваль,
который в любом
случае уже состоялся как
весьма значительное
культурное
событие».
На
заключительном
фестивале в Москве Курган
представляла музыкальная группа
«Девушкин сон» под руководством
Дмитрия Быкова, которая
дала концерт в
одном из московских залов
и была хорошо
встречена публикой - у
коллектива появилась неплохая
перспектива. Думается, он
еще заявит о
себе не раз и
на столичном уровне.
В
ряду
перспективных был отмечен
в Москве и
молодой курганский ЦСИ.
Как оказалось, подобных
организаций
в
России - по пальцам
можно
перечесть.
Хочется надеяться, что
наш Центр современного
искусства сумеет объединить
культурную
элиту
города и края,
где наравне смогут
заявлять о себе
как признанные профессионалы,
так
и начинающие музыканты,
поэты, артисты, художники.
Как знать, может
быть, именно в
уютной, раскрепощенной
атмосфере
зала галереи ЦСИ
и будет происходить
удивительное
превращение
из Золушек от
культуры в Принцесс,
покоряющих многих-многих...
|