Воскресенье, 05.05.2024, 11:47Приветствую Вас Гость

Вадим ОСАДЧИЙ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Искусством должны заниматься профессионалы. Т.П. Андреева

Татьяна АНДРЕЕВА

"Искусством должны заниматься профессионалы. (Нести свой крест)"

Газета "Новый мир" 28.12.2006

 

Вадим Осадчий родился в селе Круглое Звериноголовского района Курганской области. О своих корнях рассказывает так:  - Фамилия польская. Когда-то в 14-16 веке бедные ткачи из Франции ушли в Польшу, оттуда попали на Украину, а уже из Украины в советские годы во время репрессий были сосланы в Звериноголовский район Курганской области.   Кинорежиссёр, художник, фотограф, дизайнер,   арткритик, автор и куратор многочисленных международных проектов: «ZonaOart», «Артотека», «Пилоты вечной мерзлоты»  и др.    Имел персональные выставки: «Сибирский поп-арт» (Курган, 2000), «Вялотекущий модернизм» (Москва, 2001), «Опыты пространственной меры» (Россия, Словения, Индия, 2002-2003) и др. Как кинорежиссёр неоднократно становился   лауреатом, призёром, номинантом более 20 международных кино и теле - фестивалей в Великобритании, Бразилии, Болгарии, Италии, Германии, России и др. На Курганском ТВ им снято около 200 передач, фильмов о природе искусстве, краеведении.


Вадиму всегда некогда – если он не на Алтае с камерой, не в Ханты-Мансийске на фестивале с фильмом, то это не значит, что найдёте вы его легко и просто. Генератор идей, Вадим ещё и реализует эти идеи сам. То сидит за компьютером – разрабатывает справочник по современному искусству Урала, то – за монтажным столом создаёт очередной фильм проекта «Заповедная Россия», то бежит куда-то на лекцию: «У нас Артотека», а это значит, что где-то школьники или студенты будут знакомиться с азами академического и актуального искусства. Деятелен и очень трудоспособен. Плоды его деятельности заметны и ощутимы: включили телевизор – курганское телевидение если не фильмы его, то заставки, снятые им показывает. Пришли на вручение премии «Признание» - сюжеты о номинантах уже не первый год снимает и монтирует Осадчий и тд.  Ещё ребёнком Вадиму не нравилась перспектива ходить каждый день на работу к восьми часам утра, а потому он решил, что будет художником, окончил художественное училище, затем театральный институт. Сегодня Вадима больше знают как представителя современного актуального направления в искусстве:  на его счету уже довольно много  созданных произведений, воплощённых в жизнь общественно-значимых акций и проектов. Творческие пристрастия Вадима, как всякой талантливой личности, разнообразны. Ему интересно многое, поэтому он проявляет себя не только как организатор выставочных проектов, акций, но и много работает как художник, осваивая новые техники, жанры и виды искусства, создаёт фильмы, являясь и режиссёром и оператором, а порой и сценаристом. Работа Евразийского центра идёт в Кургане, не зависимо от существующих в нашем городе и области учреждений культуры. Местные власти игнорируют их деятельность, словно нет ни центра,  ни его проектов, хотя  работа ЕЦСИ известна далеко за пределами региона, например в этом году, просветительские проекты центра победили в международном конкурсе на лучшие социальные проекты в России. Конкурс проводили международный фонд «Британский совет»,  Правительство Королевства Нидерланды и корпорация «Рамблер». - Если мы получаем финансирование, то это западные или федеральные гранты, местные нам не дают, хотя все проекты, прежде всего, направлены на образование Зауральской молодёжи. У  ЕЦСИ даже нет помещения, хотя мы уже имеем достаточно большую коллекцию современного искусства - крупнейшую на Урале. - Вадим, какова география твоих маршрутов и выставок, в которых ты принимаешь участие? - Сам я был от Камчатки до Парижа, а выставки… Сейчас мы принимаем участие в проекте Государственного центра современного  искусства «9000 км», который проходит по всей стране и на котором представлены российские художники от Калининграда до Владивостока. Каждый регион выбирает тему, которую считают наиболее актуальной для своего края. Владивосток - экспансия китайской культуры. Санкт-Петербург – как выжить в городе-памятнике. Екатеринбург – жизнь на границе Европы и Азии. Мы предлагали три темы: «Пилоты вечной мерзлоты» - искусство Севера, «Аркаим-Савин», но организаторы выбрали третью  - «Люди за гранью нервного срыва». Кого-то это шокирует, но мы живём в очень сложных условиях и, по сути, реально отражаем нашу жизнь. - В чём отличие современного искусства от актуального? - Современным искусством может являться всё, что написано сегодня, нашими современниками на любую тему. Всякий художник, любой школы, написавший натюрморт или пейзаж вчера, сегодня, год назад может назвать себя современным художником. Чтобы избежать этой путаницы и появился термин «актуальное» искусство, то есть «здесь и сейчас».  Многие вообще считают, что это не искусство и тем более не имеет отношения к живописи. Но так уж получилось, что относится оно не к театру, а именно к изобразительному искусству. Актуальное искусство - это новые материалы, использование  новых технологий, новых форм: перформанс, видео-арт, инсталляция и т.д. Актуальный художник занят не борьбой за право увековечить собственное имя и свои произведения, не продолжением и развитием какой-бы то ни было художественной  традиции, а живым экспериментом. Идеи, поднимаемые в актуальном искусстве, тоже музеефицируются – в фотографиях, видео и не только. Например, в Нижнем Новгороде отдали часть Кремля, в Екатеринбурге целый завод в центре города  под центр современного искусства, где многие работы можно увидеть в оригинале. У нас есть сайт, который посещается довольно часто - в месяц   около 10 тысяч посещений, в музее за это же время – максимум тысяча посетителей. - Почему  художники традиционалисты зачастую активно выступают против актуального искусства?  -Да потому что многие из них сами перестали отвечать званию художника – отсутствует диалог со зрителем, произведение не отвечает принципам, по которым картина становится произведением искусства. Актуальное искусство на западе возникло после войны, как новый способ общения со зрителем, в данном случае с молодёжью, потому что такое искусство им понятней. Как сказать традиционным искусством, про наркотики, про то, что в Кургане страшно жить, нет перспектив? Актуальное позволяет это сделать и дать понять, что  ведь и от нас тоже многое зависит. Это искусство обязательно предполагает  социальную значимость произведений, как когда-то метод социалистического реализма. Выбранная тема должна задевать любого. - В чем  ты видишь своё предназначение? -Я, прежде всего, считаю себя художником и моя задача показать мир таким, каким я его вижу. И очень много занимаюсь просветительством. С одной стороны я не люблю свой город, но с другой, делаю многое, чтобы рассказать людям о том, что есть у нас, к примеру,  Далматовский монастырь, Савин, другие объекты, заслуживающие внимания, находки археологов, меняющие представление об истории края. Видимо, по этому город меня не отпускает. Только сяду на чемоданы, а тут опять какой-то интересный проект. - Может быть дело в деньгах – в других регионах они есть, а в нашем – нет? - Нет, дело не в деньгах. В других регионах приглашают на конкурсной основе специалистов, а у нас мало настоящих профессионалов. Даже те, кто так себя называет, например, искусствоведом, галеристом, куратором,  порой, на самом деле далеки от искусства. На мой взгляд, ситуация с изобразительным искусством в Кургане просто катастрофическая. - Что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась? - Руководителей менять. Если на деньги, выделенные федеральным бюджетом на выставку, покупаются, например, шторы, значит, ущемляются интересы экспозиции, страдает её качество. Если в художественном музее устраивается выставка «Ужасы кетовского леса» - какие-то поделки, то это не имеет никакого отношения к музею, который должен заниматься искусством и наукой. Кроме всего прочего развращается вкус тех, у кого ещё он не сформировался, ведь художественный музей – это эталонное учреждение. - Что вселяет в Вас уверенность, в том, что то, что пропагандируете вы – качественно, эстетично, достойно внимания? - Прежде всего, моё участие в  международных выставках, фестивалях и оценка моих работ и проектов людьми высочайшего профессионализма. Например,  мои произведения находятся в  фондах Государственного центра современного искусства, телевизионные работы показываются на федеральных каналах не только в России но и за рубежом, также фильмы находятся  в методическом центре МГУ, на кафедре режиссуры кино по которым учат будущих режиисеров. - Что у нас есть такого, что вселяет надежду? - В Кургане очень много талантливых людей. Обидно, что они не востребованы,  многие уезжают, а  тем, кто остаётся,  приходится нести этот крест.
Категория: Мои статьи | Добавил: ossa (28.03.2009)
Просмотров: 914 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [41]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19