Что
такое современное
искусство? Многим кажется,
что это просто...
хулиганство! В лучшем
случае — забавная игра.
Молодые,•«не умеющие
рисовать»- шалопаи
кривляются, дурачатся,
пытаются удивить публику
непонятными, а то и
шокирующими
произведениями...
Почему
же тогда во всех солидных
художественных музеях
открыты отделы новейших
течений, а по всему миру
проходят фестивали
современного искусства,
собирающие толпы
участников и зрителей?
Почему культурно-просветительский
проект «Артотека»,
придуманный идеологом и
пропагандистом
современного искусства
курганцем Вадимом ОСАДЧИМ,
был удостоен
губернаторской премии, а в
2005 году получил грант
Президента РФ? - Я
предпочитаю термин «актуальное
искусство», — говорит
Вадим Осадчий. — Ведь «современное»
— это, по большому счету,
все, что создается в
настоящий момент.
Актуальный же художник —
тот, кто занят не
продолжением или развитием
какой бы то ни было
художественной традиции, а
живым экспериментом. Мы
разрабатываем в своем
творчестве темы, волнующие
общество «здесь и сейчас»,
— угрозы терроризма,
наркомании, техногенных
катастроф... Актуальный
художник разговаривает со
зрителем напрямую. Да, наш
язык — непривычный. Может
вызвать раздражение, а у
некоторых даже шок. Но
именно благодаря этому нам
и удается достучаться до
человеческого сознания.
Традиционный
художественный язык уже
давно не соответствует
целям и задачам искусства.
Когда-тозадачей художника действительно
было максимально точно
изобразить на холсте то,
что он видит вокруг. Но с
появлениемфотоаппарататакойподход себяизжил.Импрессионистыпервымидогадались, что главное-не
показать предмет,а передать чувства!Русский авангард
начала века тоже был
грандиозным прорывом в
искусстве. Но потом у нас
запретили все течения,
кроме соцреализма. Это
надолго заглушило
эксперименты художников и
отучило зрителя мыслить. Сейчас картины
становятся для публики
просто частью интерьера,
как ковры, а для
большинства художников —
способом заработать. Я же
против продажи картин.
Искусство — это воплощение
в образы нашего житейского
и духовного опыта. Оно
должно быть самоценно.
Творчество — не ремесло.
Здесь нужны четкая
социальная позиция и
способность оригинально и
самостоятельно мыслить.
Замечу, что большинство
актуальных художников —
профессионалы, отлично
умеющие рисовать. Любое
произведение модернистов
создано по всем законам
изобразительного
искусства. Я мог бы
работать и в традиционной
манере. Когда был студентом
— на спор легко скопировал
Шишкина. Только смысла в
этом не вижу.Актуальный
художник в моем понимании
— прежде всего борец. Борец
не только за чистоту
искусства, но и за
социальную справедливость,
за подрастающее поколение.
Человек с активной
жизненной позицией.
Евразийский Центр
современного искусства
отличается от подобных
центров в других городах
России именно проектами
социальной направленности.
Когда мы только начали
всерьез работать,
организовывать выставки
современного искусства —
столкнулись с непониманием
и равнодушием зрителя.
Принято считать, что
актуальное искусство
обращено к подготовленному
человеку, к узким кругам
интеллектуалов. Во многом
это так. Но подготовить и
воспитать зрителя,
способного воспринять
новое, — это и есть наша
задача. Мы решили
формировать вкус
зауральцев, учить
ориентироваться в течениях
мировой культуры. Начали с
детей. Создали проект «Открытый
музей», обращенный к
школьникам города и
области. Знакомили
ребятишек с основными
эстетическими принципами,
жанрами и стилями в
искусстве, с техниками и
материалами. Занятия
отнюдь не сводились к
лекциям — школьники
активно участвовали в
творческом процессе, «влезали
в шкуру художника». Это
запоминается на всю жизнь.
Проект «Артотека» нацелен
уже на студентов вузов.
Сейчас, благодаря
Президенту, он
осуществляется на всей
территории Уральского
федерального округа, от
Магнитогорска до Салехарда.
Искусство должно выйти из
тесных музейных залов и
галерей в реальную жизнь: в
холлы университетов, школ,
библиотек, банков, в залы
магазинов и кафе, на заводы
и фермы! Большинство наших
проектов —
просветительские или
социальные. Сейчас мы
участвуем в международном
проекте Московского
государственного центра
современного искусства «9000
км». Наши художники готовят
для проекта выставку «Люди
за гранью нервного срыва»,
где жестко ставят вопрос:
каково будущее наших детей,
что мы оставим после себя,
что передадим идущим за
нами поколениям? Будущее —
за актуальным искусством!
Это самая новая форма
отражения жизни. Мы
используем самые разные
практики: перформансы,
акции, инсталляции, видео-арт...
На создание произведений
отныне не требуется
больших материальных
затрат. Кстати, наш Центр
современного искусства —
не коммерческая и не
государственная
организация. Здесь
работают энтузиасты и
альтруисты. Те, кому
небезразлично будущее
региона