Валерий
Портнягин.
Ни
кому ненужность или
актуальность?
Газета
"Новый мир". 22.12.2005
Философия
неофициального и
невостребованного.
Современным
по большому счёту можно
назвать всё, что происходит,
производится в настоящий
момент. С этой точки зрения,
пейзаж, изображающий
дождливое утро и
написанный, скажем, в июне
2000 года учеником
художественной школы -
вполне «современен».
Ничего удивительного, что «современными
художниками» стали
объявлять себя все, кому не
лень. А термин «актуальное
искусство» позволяет
избежать путаницы - в
частности потому, что
большинству
традиционалистов приятно
полагать, будто бы они
производят «вечное»
искусство на все, так
сказать, времена. В их
восприятии слово
актуальный, несомненно,
наделено негативным
смыслом. Вот и славно.
Для
среднестатистического
россиянина актуальный
художник - своего рода «иностранец»,
существо странное и
непонятное, даже не нужное,
хотя порой забавное.
Очевидно, следует не
выпендриваться и просто
согласиться с существующим
положением вещей, которое
во многом утверждается на
вернисажах. На них ходят
отнюдь не для того, чтобы
созерцать произведения
искусства. На вернисажи
ходят не «приобщаться», а
тусоваться, не
воспринимать, а говорить.
Процедура вернисажа одна
из важнейших составных
частей системы
современного искусства.
Идеей
новизны в искусстве был
одержим весь 20-й век. С
наступлением эпохи
модернизма художники
перестали просто «мастерить»
искусство; они, можно
сказать, начали его «изобретать».
Отсюда и ожидания
соответствующие: новые
изобретения, по идее, могут
(и должны) появляться
ежедневно. При этом вот
ведь что забавно: всякое
новое «изобретение» в
искусстве как бы
автоматически отправляло
все предыдущие в архив,
делало их достоянием
истории, но уж никак не
руководством к действию:
дескать, что же ты, дружище,
кубизмом занимаешься,
когда поп-арт уже давно на
дворе! Имено так всё и
происходило до недавнего
времени. Пока существовала
советская власть с
присущей ей бесцеремонной
манерой вмешиваться
решительно во все сферы
человеческой деятельности,
в том числе, разумеется, и в
культуру, существовало и
так называемое «неофициальное
искусство». Проще всего
смотреть на это дело
следующим образом: всё, что
было «низзя» с точки зрения
партийных функционеров,
всё, что невозможно было
увидеть в музеях и
выставочных залах - и есть
неофициальное искусство.
В
этих условиях фатальная,
тотальная, поголовная,
очевидная ненужность
актуальных художников -
популярная тема. «Я никому
не нужен» - вот формула
провинциальной
невостребованности,
провинциальный художник
гордо произносит её
наедине с собой.
Откуда
вообще берутся в провинции
актуальные художники?
Вопрос
не то высокомерный, не то
наивный, но задают его
часто. И ведь действительно:
откуда? Казалось бы, в
провинции нет для этого ни
повода, ни прагматической
мотивации, ни, наконец,
полноценной питательной
среды (что информационной,
что финансовой - бедность
московских художников на
фоне провинциальной нищеты
кажется почти
непозволительной роскошью).
Современное
искусство в провинции
похоже на лоскутное одеяло;
оно фрагментарно, как
обрывки диалога за стеной:
отдельные фразы
произносятся чётко и
внятно, другие - почти
неразборчиво, некоторых
слов не слышно вовсе; что-то
приходится расшифровывать,
интерпретировать, или даже
додумывать самостоятельно.
Ужас
провинциальной
художественной тусовки,
сколь бы милые и
симпатичные люди её ни
составляли, в её
малочисленности и
постоянстве.
Художественная тусовка
в провинции - сообщество,
основанное не на
добровольных началах, а по
нужде; неудивительно, что
её участники порой
чувствуют себя
приговорёнными друг к
другу, обреченными на
совместное проживание
жизни. Потому-то в
провинциальной
художественной среде то и
дело вспыхивают склоки,
пустяковые конфликты. В
жизни провинциального
художника всегда есть
место подвигу; собственно
говоря, вся его жизнь -
сплошь подвиг,
бессмысленный и
беспощадный, как русский
бунт. Потому что занятие
актуальным искусством в
провинции и есть «русский
бунт». Столица для
провинции - такое же «супер
- эго», как Запад для России.
Обыватель традиционно
взбадривает себя
вялотекущим протестом
против сытых москвичей; а
художник жив архаическим
мифом о столице как «волшебном
месте», или даже «волшебном
источнике» - там клокочет
мед интернационального
художественного контекста.
Столица (сей миф ржавыми
гвоздями приколочен к
подсознанию даже, самого
вменяемого
провинциального художника)
- это место, где его «поймут»
и «оценят», после чего
дадут денег и оставят жить.
Талантливый потому что.
Умный и оригинальный,
единственный и
неповторимый. Они там, в
Москве, ждали его все эти
годы, сами не понимая, чего
ждут, и вот...
С
другой стороны совершенно
не обязательно садиться на
московский поезд и
перемещать в пространстве
свое тело. Вполне
достаточно просто время от
времени появляться в
нужное время в нужном месте,
благо, теперь это вопрос
информированности, а не
интуиции. И тогда можно
перевернуть мир, потому что
человек, который
занимается актуальным
искусством в российской
провинции и твердо знает,
что он никому на фиг не
нужен, способен на всё.
«Артотека»
против.
У
нас, в Зауралье, миф о
никомуненужности
актуального искусства в
провинции пытается
победить Евразийский центр
современного искусства.
Центр существует в Кургане
с 1999 года. Его первым
проектом был «Открытый
музей», суть которого в
знаменитом лозунге - «Искусство
принадлежит народу». А на
сайте центра www.еасас.narod.ru
этот лозунг
превращается в немного
хулиганский слоган - «Морковь
- зайцам, современное
искусство - людям».
Вторым
проектом центра стала «Артотека».
Два года назад проекту
присуждён грант Президента
РФ в области культуры и
искусства, но деньги
получены лишь недавно.
Руководитель центра и
куратор проекта Вадим
Осадчий, устроив на прошлой
неделе презентацию «Артотеки»
в Художественном музее, так
говорит о своих целях и
задачах: - «Артотека» будет
способствовать
своеобразному «выходу»
искусства из академических
рамок музейных залов и
коммерческих галерей в
помещение университетских,
общественных выставочных
залов, в более реальное для
молодежи жизненное
пространство. Реализация
данного проекта представит
собой новый этап,
способствующий расширению
художественной аудитории
Уральского округа и
формированию вкуса у
молодого зрителя. Принцип «круговых
выставок» позволит как
художникам показать свое
искусство зрителям других
городов, так и зрителям
увидеть многообразие
талантов, творящих на Урале.
Лекции, сопровождающие
выставки, познакомят
молодого зрителя с новым
языком современного
искусства и помогут понять
его.
Первоначально
выставки пройдут в
университетах
Екатеринбурга, Челябинска,
Тюмени, Кургана, Ханты-Мансийска.
Затем в художественных
музеях и галереях
Салехарда, Сургута, Ханты-Мансийска,
Магнитогорска, Нижнего
Тагила, Златоуста, Тюмени,
Кургана, Челябинска,
Екатеринбурга, Санкт-Петербурга,
Москвы.
Проект
предполагает проведение
научных экспедиций в
города УРФО, включает в
себя экспонирование шести
выставок, вернисажи,
творческие встречи,
семинары. На
заключительном этапе будет
выпущена антология
современного искусства
Урала на печатных и
цифровых носителях и
подготовлена постоянная
экспозиция для
представления в
государственных
художественных музеях и
галереях Уральского округа,
России и зарубежных стран.
|