Воскресенье, 24.11.2024, 14:44Приветствую Вас Гость

Вадим ОСАДЧИЙ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ни кому ненужность или актуальность? Валерий Портнягин.

Валерий Портнягин.

Ни кому ненужность или актуальность?

Газета "Новый мир". 22.12.2005

 

Философия неофициального и невостребованного.

Современным по большому счёту можно назвать всё, что происходит, производится в настоящий момент. С этой точки зрения, пейзаж, изображающий дождливое утро и написанный, скажем, в июне 2000 года учеником художественной школы - вполне «современен». Ничего удивительного, что «современными художниками» стали объявлять себя все, кому не лень. А термин «актуальное искусство» позволяет избежать путаницы - в частности потому, что большинству традиционалистов приятно полагать, будто бы они производят «вечное» искусство на все, так сказать, времена. В их восприятии слово актуальный, несомненно, наделено негативным смыслом. Вот и славно.

Для среднестатистического россиянина актуальный художник - своего рода «иностранец», существо странное и непонятное, даже не нужное, хотя порой забавное. Очевидно, следует не выпендриваться и просто согласиться с существующим положением вещей, которое во многом утверждается на вернисажах. На них ходят отнюдь не для того, чтобы созерцать произведения искусства. На вернисажи ходят не «приобщаться», а тусоваться, не воспринимать, а говорить. Процедура вернисажа одна из важнейших составных частей системы современного искусства.

Идеей новизны в искусстве был одержим весь 20-й век. С наступлением эпохи модернизма художники перестали просто «мастерить» искусство; они, можно сказать, начали его «изобретать». Отсюда и ожидания соответствующие: новые изобретения, по идее, могут (и должны) появляться ежедневно. При этом вот ведь что забавно: всякое новое «изобретение» в искусстве как бы автоматически отправляло все предыдущие в архив, делало их достоянием истории, но уж никак не руководством к действию: дескать, что же ты, дружище, кубизмом занимаешься, когда поп-арт уже давно на дворе! Имено так всё и происходило до недавнего времени. Пока существовала советская власть с присущей ей бесцеремонной манерой вмешиваться решительно во все сферы человеческой деятельности, в том числе, разумеется, и в культуру, существовало и так называемое «неофициальное искусство». Проще всего смотреть на это дело следующим образом: всё, что было «низзя» с точки зрения партийных функционеров, всё, что невозможно было увидеть в музеях и выставочных залах - и есть неофициальное искусство.

В этих условиях фатальная, тотальная, поголовная, очевидная ненужность актуальных художников - популярная тема. «Я никому не нужен» - вот формула провинциальной невостребованности, провинциальный художник гордо произносит её наедине с собой.

Откуда вообще берутся в провинции актуальные художники?

Вопрос не то высокомерный, не то наивный, но задают его часто. И ведь действительно: откуда? Казалось бы, в провинции нет для этого ни повода, ни прагматической мотивации, ни, наконец, полноценной питательной среды (что информационной, что финансовой - бедность московских художников на фоне провинциальной нищеты кажется почти непозволительной роскошью).

Современное искусство в провинции похоже на лоскутное одеяло; оно фрагментарно, как обрывки диалога за стеной: отдельные фразы произносятся чётко и внятно, другие - почти неразборчиво, некоторых слов не слышно вовсе; что-то приходится расшифровывать, интерпретировать, или даже додумывать самостоятельно.

Ужас провинциальной художественной тусовки, сколь бы милые и симпатичные люди её ни составляли, в её малочисленности и постоянстве.  Художественная тусовка в провинции - сообщество, основанное не на добровольных началах, а по нужде; неудивительно, что её участники порой чувствуют себя приговорёнными друг к другу, обреченными на совместное проживание жизни. Потому-то в провинциальной художественной среде то и дело вспыхивают склоки, пустяковые конфликты. В жизни провинциального художника всегда есть место подвигу; собственно говоря, вся его жизнь - сплошь подвиг, бессмысленный и беспощадный, как русский бунт. Потому что занятие актуальным искусством в провинции и есть «русский бунт». Столица для провинции - такое же «супер - эго», как Запад для России. Обыватель традиционно взбадривает себя вялотекущим протестом против сытых москвичей; а художник жив архаическим мифом о столице как «волшебном месте», или даже «волшебном источнике» - там клокочет мед интернационального художественного контекста. Столица (сей миф ржавыми гвоздями приколочен к подсознанию даже, самого вменяемого провинциального художника) - это место, где его «поймут» и «оценят», после чего дадут денег и оставят жить. Талантливый потому что. Умный и оригинальный, единственный и неповторимый. Они там, в Москве, ждали его все эти годы, сами не понимая, чего ждут, и вот...

С другой стороны совершенно не обязательно садиться на московский поезд и перемещать в пространстве свое тело. Вполне достаточно просто время от времени появляться в нужное время в нужном месте, благо, теперь это вопрос информированности, а не интуиции. И тогда можно перевернуть мир, потому что человек, который занимается актуальным искусством в российской провинции и твердо знает, что он никому на фиг не нужен, способен на всё.

«Артотека» против.

У нас, в Зауралье, миф о никомуненужности актуального искусства в провинции пытается победить Евразийский центр современного искусства. Центр существует в Кургане с 1999 года. Его первым проектом был «Открытый музей», суть которого в знаменитом лозунге - «Искусство принадлежит народу». А на сайте центра www.еасас.narod.ru  этот лозунг превращается в немного хулиганский слоган - «Морковь - зайцам, современное искусство - людям».

Вторым проектом центра стала «Артотека». Два года назад проекту присуждён грант Президента РФ в области культуры и искусства, но деньги получены лишь недавно. Руководитель центра и куратор проекта Вадим Осадчий, устроив на прошлой неделе презентацию «Артотеки» в Художественном музее, так говорит о своих целях и задачах: - «Артотека» будет способствовать своеобразному «выходу» искусства из академических рамок музейных залов и коммерческих галерей в помещение университетских, общественных выставочных залов, в более реальное для молодежи жизненное пространство. Реализация данного проекта представит собой новый этап, способствующий расширению художественной аудитории  Уральского округа и формированию вкуса у молодого зрителя. Принцип «круговых выставок» позволит как художникам показать свое искусство зрителям других городов, так и зрителям увидеть многообразие талантов, творящих на Урале. Лекции, сопровождающие выставки, познакомят молодого зрителя с новым языком современного искусства и помогут понять его.

Первоначально выставки пройдут в университетах Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Ханты-Мансийска. Затем в художественных музеях и галереях Салехарда, Сургута, Ханты-Мансийска, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Златоуста, Тюмени, Кургана, Челябинска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы.

Проект предполагает проведение научных экспедиций в города УРФО, включает в себя экспонирование шести выставок, вернисажи, творческие встречи, семинары. На заключительном этапе будет выпущена антология современного искусства Урала на печатных и цифровых носителях и подготовлена постоянная экспозиция для представления в государственных художественных музеях и галереях Уральского округа, России и зарубежных стран.

Категория: Мои статьи | Добавил: ossa (28.03.2009)
Просмотров: 13088 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [41]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19