Наталья
Волторнист
Хулиганы?
Параноики? Или люди за
гранью нервного срыва?...
И.А."Культура".
12.5.1007
Человек,
стремясь отгородиться от
внешнего мира, закрыл
камнями рот, глаза и уши.
Девушка расшивает гладью
спину любимого. Мужчина
принимает ванну из
стеклянных банок… О том,
кто эти люди, и об
особенностях актуального
искусства мы поговорили с
директором Евразийского
центра современного
искусства (ЕЦСИ) Вадимом
Осадчим. Мы назначили нашу
встречу на пять, но
случилось так, что день был
предпраздничный, и
Художественный Музей (место
работы Вадима Осадчего)
закрывался раньше. Вадим
Владимирович, как человек
творческий и, безусловно,
очень занятой, предложил
мне прогуляться с ним от
одного места работы до
другого. Вот так по улицам
вечернего предзимнего
города мы шли с директором
ЕЦСИ и разговаривали об
искусстве.
«В
современном искусстве
существует две
разновидности:
традиционное искусство и
искусство актуальное.
Традиционное опирается на
уже сложившиеся стандарты
– актуальное ищет новые
средства и формы выражения.
Традиционное искусство
доступно и понятно для
большинства зрителей –
язык актуального искусства
настолько необычен, что
нередко оно стоит на грани
художества и безобразия.
Так, например, картина
Леонардо да Винчи «Джоконда»,
общепризнанный шедевр,
идеал женственности и
обаяния – это искусство
традиционное. А вот картина
Марселя Дюшана «L.H.O.O.Q.», на
которой художник
подрисовал к репродукции
Джоконды усы и бороду,
изменив этим знакомый
образ почти до
неузнаваемости – это
искусство актуальное.
Но
с чем же встречаются
молодые художники, пытаясь
по-новому, по-своему
изобразить окружающее
пространство? С
непониманием большей части
общества, в глазах которой
традиционное искусство
вообще является
единственно возможным. А
непонимание общества
порождает отторжение со
стороны официальной
культуры. Творить в таких
условиях непросто, потому
как окружающая среда,
бесспорно, влияет на
формирование художником
его творческих идей. Без
особой доли сумасшествия
заниматься искусством в
нашей стране невозможно,
потому что факт
существования актуального
искусства в России уже сам
по себе абсурден. Но
художник – это параноик.
Это всецело увлеченный
человек, свихнувшийся на
своем деле. Именно поэтому
появление в нашем городе «людей
за гранью нервного срыва» в
рамках трансроссийского
проекта «9000 км» явилось
одним из важнейших событий
в жизни ЕЦСИ. 9000 км – это
расстояние от крайней
западной до крайней
восточной границы России,
от Калининграда до
Владивостока. Проект «9000 км»
стремился выделить
особенность каждого
региона-участника и
показать общую
художественную географию
страны. Выставка «Люди за
гранью нервного срыва»
фиксирует пограничные
состояния человека, все эти
персонажи с камнями во рту
и вышивкой на спине взяты
художником почти из
повседневной реальности,
заполненной тревогами,
фобиями и депрессиями».
Но
как оказалось, самые
интересные экспозиции в
Областном Художественном
Музее находятся не в
выставочных залах, а на
первом этаже в коридоре
напротив двери с табличкой
«отдел современного
искусства». На нашей
следующей встрече Вадим
Владимирович показывал мне
работы актуальных
художников, с которыми
сотрудничает ЕЦСИ, а потом
вдруг стал отодвигать
прислоненные к стене
тяжелые металлические
шкафы и вытаскивать из-за
них запылённые картины,
одна из которых
представляла собой
приклеенную к холсту маску
от противогаза.
-
Коллеги называю их
инсталляциями, хотя на
самом деле это ассамбляж.
Инсталляция – это если я
сейчас поставлю вот эту
швабру к этой картине… –
отряхивая руки от пыли,
Осадчий пояснял, что же это
за аппликации из вычурных
предметов.
-
А почему вы их за шкафом
держите?
-
От
пожарных прячем.
Вот
так и живет за шкафами,
стенками …современное
искусство в городе, иногда
повезет его увидеть в залах
художественного музея, но
все чаще прячется от «пожарников».
-
Моя главная задача на
сегодняшний день сохранить,
зафиксировать все
важнейшие события в
становлении современного
искусства в регионе. Сейчас
создается история, лет
через сто показанный мной
противогаз станет важной
часть экспозиции искусства
начала века.
|