Воскресенье, 24.11.2024, 14:49Приветствую Вас Гость

Вадим ОСАДЧИЙ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Девять тысяч километров для неленивых умом. Ольга Коваль.

Ольга Коваль

"Девять тысяч километров для неленивых умом"

Газета "Арт-панорама" 7/ 2006 

9000 километров - расстояние от крайней западной до крайней восточной границы России, от Калининграда до Владивостока. Километры «одной шестой части суши», объединенной не столько экономически и политически, сколько географически – этот факт и лег в основу  концепции выставки–проекта, организованной Государственным центром современного искусства. Проект «9000 км» появился из стремления отобразить новую художественную географию каждого из регионов, показать их культурные составляющие и одновременно попытаться осознать общую артистическую «идеограмму», которая была бы тождественна современному состоянию «большого отечества» - одновременно европейского и азиатского, либерального и консервативного, столичного и провинциального. Проект «9000 км» осуществляется в паритетном партнерстве кураторов культурных институций различных регионов России, представителей «российских диаспор» в странах СНГ и за рубежом. В  каждом регионе России, где в каком-либо виде присутствует современная культура, формируется творческая группа, которая представляет художественную или социальную «брэндовую» модель своего «места». Собранные  воедино региональные проекты и составили экспозицию выставки, увидеть которую, по очереди, смогут все участники.   

Путешествуя по вышеозначенной 9000-километровой траектории, выставка на целый месяц расположилась в залах Курганского областного художественного музея в рамках совместного проекта с Евразийским центром современного искусства под руководством Вадима Осадчего. Переезды по стране значительно меняют состав самой выставки – одни произведения добавляются, другие уходят – не в последнюю очередь из-за технических возможностей экспонирования. В Кургане, помимо собственной, были представлены работы лишь девяти творческих групп из Калининграда, Москвы, Владивостока, Бишкека, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга, Красноярска, Санкт-Петербурга – часть общего широкомасштабного проекта, дающая, тем не менее, представление об отдельных точках «арт-географии». Следует уточнить, что подобный «9000 км» крупный проект – не первый в Кургане, в  2001  году в стенах музея демонстрировалась выставка современного искусства «Грани» (ГЦСИ), вызвавшая немало споров и разногласий, как среди посетителей, так и самих сотрудников музея. Споры заслуженные, потому как диапазон «Граней» был весьма полярен – от милых разноцветных слоновьих «почеркушек» до язвительно-психоделических инсталляций. В сравнении с этим, экспонаты «9000 км» воспринимаются вполне спокойно, а некоторые и вовсе почти традиционны в трактовке образов (хотя определение традиционности неуместно для актуального искусства, отличающегося, как раз, новизной во всем – постановке вопроса, технике исполнения и демонстрации). Технологии, которые использовались авторами, также стали привычны даже для провинции - на выставке преобладали инсталляции, баннеры, видео-арт и, частично, традиционные техники изобразительного искусства. И все же, такие проекты - редкость для провинциального города, посему воспринимать представленное неискушенному зрителю было весьма сложно, от простого недоумения до резкого неприятия – «это не искусство!». Последний вопрос  нелегкий и неувядающий  - во все времена непривычные стили и направления вызывали бурные дебаты – считать ли сотворенное произведением искусства, или же отвергнуть однозначно. Все решается со временем – к примеру, стиль модерн, коему ныне многие заслуженно отдают дань признания, подвергался некогда нещадной критике и осмеянию вплоть до полного презрения, в то же время, модные  когда-то направления сейчас известны только специалистам. К счастью, никто уже не спорит с утверждением, что каждый имеет право высказывать собственное мнение и взгляд на мир, которые у художников, соответственно, находят выражение в их произведениях.  Актуальное искусство давно существует как факт, и это тоже не подвергается сомнению, что, впрочем, не распространяется бесспорно на то, что выходит из рук самих творцов актуальной реальности. Следует, правда, уточнить, что актуальные художники не претендуют на признание своих артефактов произведениями высокого искусства, не в том их цель и предназначение, да и уровень исполнения, учитывая экспериментальность подхода, злободневность и сиюминутность исполнения, не всегда отвечает требованиям. Что ж, таковы издержки приоритета идеи над формой. Круглый стол, к участию в котором были приглашены все гости вернисажа, выявил основные камни преткновения для местных посетителей выставки  - незнание современной жизни искусства, возможностей и способов подачи идей и, как прямое следствие, - непонимание и неприятие самих работ. Столичного зрителя подобной экспозицией совсем не удивишь – в крупнейших музеях выставки современного искусства проходят часто и с успехом. Провинциалу же приходится как следует задуматься над увиденным, чтобы понять, зачем и почему все это происходит в музейных залах. Принимать или нет предложенное художником – право зрителя, поэтому резкая и явно неадекватная реакция некоторых участников круглого стола была воспринята организаторами выставки с пониманием, но, все-таки, любой творец вправе ожидать, что его, хотя бы, попытаются выслушать.  Серьезная и конструктивная беседа все же состоялась – среди присутствующих немало было тех, кто воспринял идеи авторов с искренним интересом, и куратору из Калининградского ЦСИ Евгению Уманскому пришлось отвечать на самые разные вопросы – от азов современного искусства до перспектив  развития, и о творческой обстановке в столицах.  Все проекты выставки планировалось демонстрировать в комплексе – каждый самостоятельный изобразительный ряд должен был сопровождаться в едином экспозиционном пространстве видео-артом. К сожалению, выставочные возможности не всегда бывают столь благодатны, вот и в данном случае видео-арт был вынесен в отдельный зал, что несколько «смазало» цельность восприятия. Зрителю приходилось, полагаясь на рассказ экскурсовода, выстраивать свою цепочку впечатлений и размышлений, завершая знакомство с художественными «брэндами» регионов общим просмотром  сюжетов видеоработ. Так, тема Калининграда  началась визуально выверенной по цвету и философской по духу фотоинсталляцией «Ханука» Е. Уманского, затрагивающей неожиданные проблемы европейского по облику и привычкам многонационального города, а закончилась пронзительно-болезненным видео-криком медленно исчезающего во времени калининградского поселка Ясное – проблема, знакомая любому уголку российской глубинки. Проект дальневосточных художников отразил уже не новую для россиян и особенно ярко обозначившуюся во Владивостоке тему незаметного и неуклонного просачивания китайского присутствия в российскую действительность. Возникавшее поначалу напряжение от провокационного, на первый взгляд, баннера «Китайцы, дешево» (всего лишь короткая рекламная строчка из популярной Владивостокской газеты объявлений, ни у кого из местных удивления не вызывающая) разрешалось шутливо-трогательным видео «Выставка» - столь близким по теме любому  художнику, пытающемуся жить за счет продажи своих работ. Курганский центр современного искусства включился в общую «идеограмму» проектом «Люди за гранью нервного срыва». Кстати, для участия в «9000 км» В. Осадчий направил три различных по тематике проекта, из которых московские кураторы отобрали именно этот – возможно, столичным организаторам показались наиболее любопытными  сцены, представляющие маргинальный быт жителей глубинки, пытающихся выживать в постсоветском пространстве. Реакция самих жителей на эти произведения оказалась полярной, от  хохота до болезненного испуга, что, вероятно, оправданно – мало кому захочется соотносить себя, пусть даже и иронически,  с героями курганских перфомансов. По замыслу автора, все это действо как раз и призывало посмеяться над доведенными до логического абсурда искаженными реалиями быта местной обнищавшей интеллигенции -  именно потому, что смех – лучшее лекарство и лучшая защита. «Игра в безумие», как назвал ее Е. Уманский, - да, порой  жесткая, и все же – игра, все же ирония, ибо смеясь, а не только ужасаясь, легче справиться с ворохом проблем и не впасть в безумие реальное. Вполне понятно стремление замученных неприглядной реальностью людей искать спасение в вечных идеалах красоты и гармонии классического искусства, да вот только лекарство не всегда бывает сладким. И никто не отрицает важность присутствия красоты в жизни человека, если бы только не сопутствовал ей неизбежный антипод – уродство всевозможных степеней и форм, от рукотворных монстров века технократии до душевной искалеченности. И вопрос для художника даже не в том, «что это такое и как с этим бороться» - на это будет отвечать вдумчивый и внимательный зритель, каждый сам для себя.  Одна из главных задач актуального искусства в том и состоит, чтобы  привлечь внимание к больным, зачастую «затоптанным» проблемам, к тому, на что давно перестали обращать внимание  потому, что - некогда, нет сил заниматься чужими проблемами, когда своих  выше головы, да и вообще «не мое это дело», одним словом, привыкли не замечать. Помочь (а иногда и просто заставить) сбросить шоры, сбить «замыленность» взгляда, увидеть и оценить себя и мир вокруг новыми глазами. А любовь его адептов к экспериментаторству как нельзя лучше отвечает цели. И не стоит на подобных выставках искать указаний на пути решения означенных проблем – современное искусство, как и любое другое, не отвечает на вопросы, а ставит их. К тому же, как говорил В. Маяковский – «искусство – не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло», потому-то и сможет верно оценить увиденное зритель, неленивый умом.
Категория: Мои статьи | Добавил: ossa (28.03.2009)
Просмотров: 806 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [41]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19