Светлана
Кошкарова.
Дело
Ленина живет?
Газета
«КИК» 16.06.2000
На
макушке лета необыкновенно
оживилась художественная
жизнь в Кургане. Главными
виновниками культурной
реанимации горожан
выступили Центр
современного искусства и
дружественный ему
австрийский
художественный журнал «State
of
the
Art».
Художественные акции,
затеянные ими в
соавторстве, как всегда
отличались
оригинальностью и полетом
творческой фантазии, были
приправлены авантюризмом и
не лишены курьезности.
В
уик-энд 8 и 9 июля ЦСИ вывез
курганских, новосибирских
и австрийских художников,
а также некоторое число им
сочувствующих на акцию «Европа
плюс Азия» в Челябинскую
область. Отметившись
художественным образом на
границе между двумя
частями света, арт-путешественники
устроили акцию на пограничной
полосе, а затем отправились
на отдых к берегам живописного
озера Тургояк.
На
прошедшей неделе все тот же
творческий состав и
осведомленная публика
собрались на симпозиум «Искусство
и социокультурная ситуация».
Поскольку главной темой
обсуждения, жарких
дискуссий и нетрадиционно
занимательных арт-докладов
стал ленинский план
монументальной пропаганды
в искусстве, то и место для
симпозиума логически
перенеслось на площадь
имени Ленина,
непосредственно в тень
монумента. Трибуны наконец-то
оказались востребованными
по практически забытому
предназначению.
Идею
симпозиума в Курган
привезли представители
австрийского журнала «
State
of
the
Art
«. Редактор журнала
Хуго Хендельбрехт и
куратор Елена Лапшина
представили курганскую
акцию как вторую часть
симпозиума, имевшего место
в Австрии. Кстати, развитию
актуального искусства,
столь любимого нашим ЦСИ,
там упорно мешают правые
силы. В Кургане же со
свободой творчества и
самовыражения намного
проще, и одна из задач
организаторов -
объединение всех
причастных к искусству (художников,
кураторов, музейных
работников, искусствоведов,
журналистов) - была с
легкостью выполнена.
Представители каждой
категории высказали свой
взгляд и на идеи Ленина, и
на положение искусства, и
на место художника в нем.
Представитель
новосибирского
художественного авангарда
Константин Скотников
ратовал одновременно и за
сепаратизм, и за
объединение художников.
Охваченные идеями
объединения молодых
интересных творцов по
всему миру, новосибирцы
пообещали найти их в Улан-Баторе,
Пхеньяне, Шанхае, Пекине и
даже в Грозном. «Перспективы
зависят от нашей
творческой и
коммуникативной
активности! Художник - это
человек, который из жизни
делает искусство», -
резюмировал докладчик..
Собственно
ленинскому плану
монументальной пропаганды
посвятил свое
эмоциональное выступление
искусствовед Анатолий
Львов, представив все факты
за абсолютный провал
ленинских намерений.
Единственный выполненный
пункт - снос памятников по
всей стране. Предпосылки
провала, по мнению
выступающего: кардинальная
замена старого новым (вместо
снесенных должны были быть
установлены 50 памятников,
утвержденных совнарком
отменена конкурсной основы
(в результате чего каждый
город населяли совершенно
идентичные Ленины и Гоголи)
и обезличивание памятников.
Пропагандируя идеи, а не
личности, памятники стали
не более, чем их знаками и
знаками эпохи.
«Лица
необщим выраженьем»
отличаются и курганские монументы,
да и излишняя
политизированность не
оставляет надежды на
проблески человеческого в
курганской архитектуре.
Единственным светлым и
лирическим моментом на
этом фоне выглядят разве
что читающие подруги в
скверике «Гулливера». Все
чаше в последнее время
курганские памятники
становятся объектами
вандализма, если попросту
не исчезают с привычных
мест. Памятник основателю
города Тимофею Невежину
имеет реальные шансы
остаться лишь в памяти старожилов,
хотя его имя для города,
казалось бы, более
актуально, чем монументы
революционным вождям
бывшей республики Советов.
Кстати, о республике, когда-то
на ленинском монументе
через надпись «Республика
Советов будет стоять вечно»
очень символично прошла
трещина, отметив
недолговечность эпохи.
Приговор
же ленинскому плану в устах
известного искусствоведа
звучал так: «Искусство и
пропаганда несовместимы».
В
нескучных докладах других
выступавших
развенчивались
губительная власть рекламы
и курганские мифы о воинах-
интернационалистах.
Художник Игорь Новиков на
ленинский лозунг «Искусство
принадлежит народу»
выдвинул альтернативный: «Художники
должны отобрать у народа
искусство себе». В воздухе
стало попахивать
культурной революцией в
отдельно взятом регионе. -Но
«узок круг наших революционеров»,
- справедливо заметила
работник художественного
музея, окидывая взглядом
немногочисленную толпу
собравшихся на ленинской
трибуне.
Отсутствие
в городе художественно
активной молодежи,
заинтересованного
студенчества - еще одна
проблема, всплывшая во
время симпозиума.
И,
наконец, кульминацией
симпозиума и настоящей
одой вождю пролетариата
стала заключительная речь
Романа Мялицына, одного из
руководителей Центра
современного искусства. Не
согласившись со всеми
доселе выступавшими и
потрясая томиком биографии
Ленина 60-го года издания,
Роман зачитал вслух особо
полюбившиеся места: «Искусство
должно быть понятно массам,
оно должно пробуждать в них
художников и развивать их».
Докладчик вдохновенно (и не
без лукавства) .призывал
читать классика: «Вы
получите катарсис».
Определив Ленина «Фрейдом
современного искусства» и
простирая руки к каменному
вождю, заключил: «Я готов
часами смотреть и
медитировать, глядя на
этого великого человека».
Речь
имела оглушительный успех
у публики и увенчалась
шквалом аплодисментов и
шумным весельем, зарядив
всех присутствующих если
уж не идеями
монументальности, то хотя
бы отличным и творческим
настроением.
Затем
собравшиеся перебрались в
галерею ЦСИ, где состоялась
презентация выставки-акции
Вадима Осадчего «Искусство
принадлежит народу» и
других проектов художников
центра.
|