Елена
Кузьминых
"Стильно
- его кредо"
Газета
“Арт-панорама” 4(16)/2006
Часто
говорят, что только
закончив работу, понимаешь,
с чего ее надо было
начинать. А творческий
человек любой опыт сумеет
переплавить в нужный
результат. Коллекция
знаний подобной личности
непрерывно пополняется и
используется, на первый
взгляд, иногда весьма
неожиданно, но на самом
деле, закономерно и
обоснованно. И еще бывает
так, что для такого
человека сам процесс
познания, освоения каких-то
новых для него навыков уже
становится результатом.
Это - как в музыке: пока
звучит - живет. Вадима
Осадчего знают в нашем
городе (и не только !) как
директора Евразийского
Центра современного
искусства, осуществляющего
незаурядные арт-проекты, и
как художника,
занимающегося актуальным
творчеством, а также как
талантливого
телережиссера,
зарекомендовавшего себя на
довольно престижных
международных
телефестивалях с фильмами
о памятниках природы,
истории и культуры
Зауралья. Но об одном
аспекте его многогранной
деятельности, пожалуй, еще
нигде не говорилось, это -
его дизайнерская работа.
Хотя в официальном
документе - дипломе - как
раз обозначена его первая
профессия: исполнение
художественных работ и
дизайн. Вот такой парадокс !
По роду своей деятельности
в ЕЦСИ Вадим Осадчий
постоянно занимается
макетированием и изданием
буклетов к выставкам и арт-проектам
Центра, разработкой
обложек и оформлением CD-R
энциклопедий для
телестудии “Rus Ecology Film”.
Среди них есть весьма
оригинальные решения.
Кроме этого, им разработан
сайт ЕЦСИ, и сейчас
заканчивается работа над
фундаментальным сайтом
поистине
энциклопедического объема
- о современном искусстве
Урала. Но в силу своих
интересов и неугомонного
характера Вадим Осадчий
берется и за осуществление
издательских проектов, не
связанных с деятельностью
Центра. Давняя творческая
дружба связывает ЕЦСИ и
Курганский художественный
музей. Когда родилась идея
издания собственного
журнала “Музей и мы”,
именно сотрудники ЕЦСИ
разработали макет первого
номера. Затем Вадим работал
над другими макетами. Издан
был из этих последующих
номеров, к сожалению, пока
только второй, а третий
существует только в
электронном варианте. Но и
здесь можно говорить о
своеобразном дизайнерском
мышлении, хотя в чем-то это
был еще пробный камень.
Здесь важно было и
заинтересовать читателя,
преподнести материалы
таким образом, чтобы это не
напоминало обычную
газетную страницу, и
одновременно соблюсти меру
и вкус, которых часто не
хватает в роскошных
рекламных изданиях. Но
здесь на страницах очень
деликатно введены элементы
декора, прямо
соответствующие
содержанию статей,
использованы возможности
коллажа, а также для фона -
едва уловимые фрагменты
акварелей, рисунков
известных мастеров, картин...
в компьютерной обработке.
Все эти детали придают
изданию некий отзвук
живого восприятия самих
произведений искусства.
Что касается
настоящего издания - “Артпанорамы”,
- то здесь Вадим Осадчий,
собственно говоря, стал
автором стиля газеты. Им
был разработан логотип,
основные шрифты заголовка
и статей, расположение
различных рубрик, разбивка
страниц. То, что условно
можно назвать “шаблоном”,
по которому ведется
дальнейшая работа над
макетами всех последующих
номеров. Поэтому он был
вначале включен в
редакционную группу, и до
сих пор остается
неофициальным куратором “Артпанорамы”,
подсказывая и помогая
решать отдельные вопросы,
связанные с оформлением
газеты. В целом стиль
отличается строгостью,
хорошим вкусом, а главное -
удобен и для общего
зрительного восприятия, и
для чтения.
Музейных публикаций
коснулась и новая
тенденция издания на
электронных носителях.
Среди них можно назвать еще
один дизайнерский проект,
осуществленный Вадимом
Осадчим на основе
исследовательского
материала, собранного
научным сотрудником музея
Ольгой Науменко - СD-диск “Т.С.
Мальцев в изобразительном
искусстве”.И можно сказать
еще об одной стороне
дизайнерской деятельности
Вадима Осадчего - о его
работе над поэтическими
сборниками двух курганских
поэтов. Этот интерес не
случаен. Поэзия по своей
графической структуре
требует особого оформления,
отличного от прозаического
текста - не сюжетной
детализации, а
эмоционального отклика.
Издавна существовала
тенденция к видеопоэзии,
где ритм и символическое
буквенное обозначение
становилось основой для
зримых образов. Их
выражение сродни
кардиограмме или нотной
записи. В макетах к
печатным изданиям в
разработке дизайна
основная нагрузка ложится,
собственно, на шрифт,
расположение текста на
странице, в отдельных
случаях - дополнение в виде
постраничной виньетки. И,
конечно, важны титульный
лист и сама обложка,
которая задает общий
настрой для восприятия.
Таковы книги Надежды
Рождественской “Надену
бусы из дождя”, “Ухожу из
прошлого” и Елены
Ситниковой “Книга сонетов”,
“Встречный ветер”, “Стеклянные
стрелы” и “Неровный свет”.
Но совершенно особый
дизайнерский проект Вадима
Осадчего - поэтические
сборники Елены Ситниковой
на СD-дисках. Первый из них -
“Книга сонетов” (2002 г.) -
выполнен в классическом
стиле, на основе рисунков
эпохи Возрождения.
Страницы напоминают старые,
чуть пожелтевшие рукописи,
выполненные уже слегка
выцветшими чернилами,
похожими по цвету на
благородный теплый оттенок
сепии. И словно поверх них,
не касаясь, парит изящный,
тоже классический цветной
орнамент. Новая книга в
электронной версии - “Четвертое
измерение” (2006 г.) -
представляет собой очень
эмоциональное, порой
драматическое, порой
лирическое и субъективное
прочтение поэтических
строк. Стиль - отголоски
Серебряного века под
наслоением времени:
ускользающий жест, отблеск
пламени и бездушные
страшноватые детали
часового механизма,
осколки витража,
разлетающиеся бабочки и
листья, хрупкая
недолговечная прелесть
цветов. И основа -
негативное изображение: на
черном фоне просвечивающий
белым ритм поэтического
текста. Сам поэт признает
это прочтение - идеальным.
Пожалуй, большего о дизайн-проекте
не скажешь.
Думается, что все
поиски в этой области для
Вадима Осадчего не
случайны и органично
вписываются в обширный
контекст его
разносторонней
деятельности.
|