Если
не обожать, то хотя бы
уважать современное
искусство призывают три
выставки, открывшиеся в
выставочном зале
Курганского
государственного
университета. При желании
их можно объединить какой-нибудь
общей ; идеей,например,той,что заявлена в
заголовке данного
материала. Действительно
экспозиции Натальи
Петренко (Екатерикбург) и
Вадима Осадчего (Курган)именуются «Сны об
Армении» и «Ловцы cнов» Что
касается худовенного
проекта - «След Сихиртя»
Андрея Вахрушева (Салехард),
то оно слишком загадочно,
чтобы соотноситься с
реальностью, - скорее с
мифами и легендами
неведомой нам цивилизации.
Связывает три выставки и
возраст авторов, дружно
родившихся в 1971 году и
несущих на себе печать
постперестроечного
поколения. Есть и другие
очевидные переплетения,
скрещения судеб. Вахрушев и
Петренко, допустим,
представители
нижнетагильской школы,
выпускники худграфа.
Инициатором размещения
художественных
произведений в стенах КГУ
выступил Вадим Осадчий,
возглавляющий Евразийский
центр современного
искусства. Определив точки
соприкосновения авторов,
нельзя не сказать и о
различиях, делающих каждую
выставку самодостаточной,
автономной. «Сны об Армении»
- изысканная живопись,
которая при всей
индивидуальной
окрашенности и
гиперпоэтичности
опирается на традиции, что
позволяет относительно
легко считывать и
эмоционально проживать
содержание работ. На
полотнах Петренко мы видим
ландшафт и архитектуру
Армении, знаменитый Арарат,
тутовый сад, разрушенные и
сохранившиеся храмы; камни,
ветер, простор, мотивы
восточного орнамента. Это
взгляд на древнюю страну
сквозь призму
многовекового культурного
опыта. График Андрей
Вахрушев оперирует и
символами, требующими
комментариев,
интеллектуального
напряжения, философского
осмысления. Вместо
отчетливых образов - линия,
цвет, пятно, складывающиеся
в единую систему
зрительных сигналов,
таинственный алфавит
неизвестного языка.
Самостоятельно догадаться
о том, что изображено на
прошедших через компьютер
фотоснимках В. Осадчего,
вряд ли возможно.
Ассоциации, конечно,
возникают, поскольку везде
наблюдается подобие
паутины, сети. Все
становится на свои места,
когда нам пересказывают
легенду о Ловце снов,
берущую начало в фольклоре
индейцев племени Лакота.
Следуя советам великого
учителя мудрости, чтобы
обеспечить светлое будущее,
люди должны ловить хорошие
сны (идеи, мысли) и
прогонять, пропускать мимо
плохие. Немало подобных
ловушек Вадим обнаружил в
черте и окрестностях города
- на природе, в помещениях.
Похожую конструкцию -
западню прямо во время
вернисажа сосредоточенно
сооружали из туалетной
бумаги актеры молодежного
экспериментального театра
областного колледжа
культуры. Вернисажи «актуалыциков»
часто сопровождаются
перформансами (представлениями),
дабы подчеркнуть игровую
составляющую проекта.
Попадется ли в силки
художников массовый
зритель, покажет будущее