Группа
курганских художников
создает путеводители по
параллельным мирам.
В марте курганскому
Евразийскому центру
современного искусства
исполнилось семь лет.
Энтузиасты центра и
бессменные двигатели идеи
«искусство должно
принадлежать народу»
встретили новый год в марте,
как и положено, с елкой.
Только ее роль выполнила
линия электропередач,
которую художники
полностью обмотали
туалетной бумагой. А после
сдирали развевающийся на
ветру «серпантин» на
глазах изумленных
водителей, тормозящих при
виде необычного
представления. Весенняя
серия художественных
сюрпризов была успешно
открыта.
Отдать искусство народу!
Художники центра и прежде
радовали горожан
необычными
представлениями и акциями.
Было время, они отдавали
даром свои картины в офисы
скучных и строгих
учреждений, чтобы украсить
этот консервативный мир. Но
в последние годы многие из
творцов покинули Курган, и
художественная жизнь в
городе долгое время текла
по традиционному
выставочному руслу, без
безумств и громких арт-авантюр.
К счастью, не так давно в
ряды центра влились новые
творческие единицы, и
современное (иначе –
актуальное) искусство в
Кургане переживает
очередной ренессанс. А
руководит «эпохой
Возрождения» группа
художников под названием «Бедные
люди». Богатыми в столь
бескомпромиссном
направлении искусства,
действительно, стать очень
сложно.
– Сейчас искусство стало
утилитарным, – рассуждает
руководитель центра Вадим
Осадчий, – оно
превратилось в объект
купли-продажи и средство
существования художника.
Как любит приговаривать
наш знаменитый коллега
Герман Травников, «кони в
тумане – деньги в кармане».
Но к искусству это никакого
отношения не имеет. Для
искусства главное – идея.
Наша задача – заставить
людей взглянуть на мир с
другой точки зрения,
изменить свой взгляд на
привычные вещи.
По утверждению современных
художников, они занимаются
чистым искусством, которое
денег не приносит. Поэтому
все где-то еще работают, а
сам центр существует на
гранты, которые молодые
творцы постоянно
выигрывают.
Один из последних проектов
центра – «Артотека» –
получил грант Президента
РФ. «Артотека», по замыслу
авторов, выносит искусство
из музейных залов в более
реальное для молодежи
пространство
университетов. Очень нервные горожане
В прошлом году участники
центра включились в
необычный проект «9000». Это
первый крупный проект,
который охватывает
актуальное искусство
России на всем ее
протяжении (9000 км) – от
Владивостока до
Калининграда. Художники
каждого города-участника
выбрали актуальную для
своего региона тему: Москва
– «Борьбу с терроризмом»,
Владивосток – «Вторжение
китайцев», Петербург – «Как
выжить в городе-памятнике».
Курганцы решили отобразить
тему «Люди за гранью
нервного срыва».
– Тему бедноты и неврозов в
актуальном искусстве еще
никто не освещал, –
поясняет Вадим Осадчий. – А
у нас почва более чем
благодатная: зарплаты
копеечные, цены самые
высокие, перспектив
никаких. Это очень влияет
на людей, у большинства
состояние абсолютно
неадекватное, все мы, в
принципе, сумасшедшие в
этом городе.
В серии фотографий
представлены «Больной
Буратино», мужчина,
заваленный пустыми банками
в ванне, женщина, достающая
из холодильника книги
Горького и жующая их от
голода… Другая горожанка
вышивает гладью на спине
мужа, чтоб вписать его в
скудный интерьер квартиры.
Зрители, мягко говоря,
вначале удивляются, как
один телевизионщик из
Екатеринбурга: «Как это все
брутально!». Потом смеются
– над собой и своей жизнью
– и даже просятся
поучаствовать в проекте в
роли фотомоделей. Сейчас
несколько фоторабот
курганцев уже путешествуют
по стране в составе общей
выставки «9000». В июне
выставка приедет и в наш
город, а в следующем году
поедет в европейские
столицы, в США и Израиль.
– Для нас это сумасшедший
прорыв, – улыбается Вадим.
– Наши работы,
напечатанные очень крупным
размером (имиджи), будут
выставлены в лучших музеях
мира. Охота на крылатых мужчин.
Для акций и выставок сейчас
модно использовать
заброшенные промышленные
помещения. Вот и наши
художники приспособили для
этих целей недостроенное 12-этажное
здание северной ТЭЦ и,
назвав его «Zona0art», с
успехом используют для
своих презентаций и
фотосессий. В ход идут
пирсы, озерки, линии
электропередач, заборы и
бетонные конструкции,
художественно
обыгрываемые создателями
иных реальностей.
– Мы сейчас развиваем в
фотографии тему «ловцов»,
– рассказывает Вадим. –
Есть несколько вариантов –
«Ловцы кайфа» (все варианты
его получения), «Ловцы снов»,
«Ловцы ангелов»… Идея
ангелов – сюрреалистична,
абсурдна. Ангелы всегда
мужчины, а, как у вас в
газете в анекдоте, «сегодня
на 10 женщин 3 алкоголика, 2
наркомана, 3 голубых и 2
разведенных», вот и
приходится бедным женщинам
отлавливать ангелов за
неимением альтернативы.
Ловцы – замученные жизнью
женщины в нелепых шубках-ежиках,
фуфаечках – загоняют куда-то
обнаженных красивых мужчин
с крылышками, привязывают
их, чтоб не улетели.
В ролях ангелов и ловчих
снимались сами авторы и их
знакомые. Тут художники
столкнулись с одной
проблемой – у «ангелочков»
явственно выделялись
пивные животики. «Ну и
пусть ангелы будут с
животами», – довели до
очередного абсурда свою
идею «актуальщики». С заботой о бомжах.
«Бедные люди» решили
создать также особые
путеводители по городу: для
бомжей – в виде карты
Кургана, где будут
обозначены все важные, «самые
блатные» помойки, районы
бомжевания, ночлежки,
приемники, милиция. Сюда,
возможно, будет включен и
путеводитель для
алкоголиков со всеми «пьяными»
маршрутами города.
Относиться к подобным
начинаниям художники
советуют с юмором: «Мы
будем раздавать
путеводители самим героям
проектов и обычным
гражданам, чтобы знали, что
существует иная реальность».
– Актуальное искусство
рассчитано в основном на
молодежь, – объясняет
Осадчий. – Когда мы
проводили выставки в
рамках «Артотеки», то
получали и такие отзывы
студентов: «Мне выставка
помогла сдать философию на
«отлично». Я вообще по-другому
на жизнь посмотрел!».
По-другому посмотреть на
реальность, в которой мы
живем, призывают художники
и любителей русского языка.
Для этого надо все
иностранные названия
заменить славянскими.
Например, Курган – на «могилу»,
и посмотреть, как это слово
будет выглядеть на
плакатах типа «Добро
пожаловать в Могилу!», «до
Могилы 60 км», в названиях
газет и т.п.
– Хоть мы и живем в «могиле»
и на власти надеяться не
стоит, – резюмирует
куратор проекта, – но людям
самим надо что-то менять в
своей жизни. Мы ведь тоже
здесь существуем, но при
этом постоянно где-то
участвуем, побеждаем в
конкурсах, выигрываем
гранты, ездим на фестивали.
Сейчас количество
творческих людей в Кургане
благодаря бурной
деятельности Центра
современного искусстване
прерывно растет: вирус
легкого художественного
безумия, новаторства и
риска чрезвычайно
заразителен и приятен.