Воскресенье, 05.05.2024, 17:02Приветствую Вас Гость

Вадим ОСАДЧИЙ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«…Сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Галина Бухарина.

Галина Бухарина

«…Сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле»

Газета "Курган и Курганцы". 7.14.2006


 …В тот день я чуть не оказалась за гранью нервного срыва. «Китайцы живут среди нас или мы среди китайцев?» - вопрошал дальневосточный художник-патриот, предлагая внимательно вчитаться в надпись, вырванную из местной газеты объявлений. «Китайцы! Дешево!» - плакат, претендующий на статус арт-произведения, сопровождался длиннющим текстом, растолковывающим ценность неброского, на первый взгляд, экспоната. «Китайская цивилизация бросает вызов миру! Мы уже сами не замечаем, как привлеченные дешевизной товаров…»
Привлеченная невесть чем, отклоняюсь влево и упираюсь в снятые на видео спины трех брутальных молодых людей, ровной поступью шагающих по незнакомой мне улице. Летят секунды, минуты, кадры, а парни дружным строем продолжают свое монотонное движение, и письменный комментатор с удовольствием сообщает, что перед нами город Прага, улица под названием Русская, а прямые спины и волевая походка наших соотечественников словно бы провозглашают: «Учите русский (язык)! Мы еще вернемся!».
Утомленная видом безликих мачо, сворачиваю вправо и едва не наступаю на фигуру… «Спящего рабочего», отсылающего, как свидетельствует сопроводительная бумаженция, «к идее изображения Мессии в период телесной смерти перед Воскресением». Ясно? Не очень? Тогда читаем дальше: «Работа посвящена бунтам 1905 года, сормовским баррикадам, невероятному подъему самоорганизации рабочего класса… По прошествии ста лет мы наблюдаем, как Сормово из революционного района превратилось в спальный».
…Итак, я в музее, и со всех сторон меня обступают странные объекты с мудреными ироничными пояснениями.
Потерявший рай бишкекский господин, закрывший глаза и уши крупными каменьями; сожженное в русской печке весло китайской (опять?!) джонки; обуреваемые жуткими фобиями зауральцы, свихнувшиеся на почве постоянной нищеты и голода; воинственная героиня вымышленного романа, истребляющая армию инопланетных вампиров. Цветные фото, инсталляции, перформансы, подобие графики и живописи. Веселого мало. Разве что девять светящихся кубов, «визуализирующих культурный слой Красноярска», да юная видеомосквичка в нескромной юбочке на ступеньках эскалатора московского метро.
В центре зала установлен телевизор, на экране которого с бешеной скоростью проносятся березовые колки. Включенный спидометр бесстрастно отсчитывает виртуальные километры. Череда стволов и веток сливается в бесконечное черно-белое мелькание.
Такая же рябь царит в моей консервативно устроенной голове, вместе с телом уныло фланирующей по выставке современного искусства.
- На что надо настраиваться публике, прежде чем решиться сюда прийти? – с выражением крайней заинтересованности обращаюсь к руководителю проекта, калининградцу Евгению Уманскому.
- На размышления, - охотно отвечает Евгений. – Необходимо использовать интеллект и много думать. В современном искусстве главное – мыслить.
Да, это вам не упоительная Рафаэлева «Мадонна», не «Утро в сосновном лесу», вызывающее улыбку умиротворения. Это катаклизмы сегодняшнего дня, изложенные столь же катаклизматическим языком симптомов и диагнозов. Достаточно посмотреть заглавия – и тебя пронзят неуют, страх, чувство опасности и внутреннего напряжения. «Бесхозное или недозрительное» (Москва); «Пустое место» (Нижний Новгород); «Потерянный рай» (Бишкек); «Секретные эксперименты» (Пермь), «Дальше некуда» (Владивосток).
Между тем организаторами экспозиции, растянувшейся на 9 тысяч километров (расстояние между крайними восточной и западной точками России), выступают люди солидные, представители музейных комплексов, галерей, центров и объединений, даже российских диаспор в странах СНГ и за рубежом. Идея прописана четко и внятно - показать культурные составляющие регионов и одновременно – «артистическую идеограмму» большого Отечества.
- Актуальное искусство не противоречит традиционному, - успокаивает первых экскурсантов Евгений Уманский. – Просто оно политизированнее, социологизированнее, активно использует новые технологии, кстати, недешевые. Цифровые видеокамеры, монтажное оборудование… Запад давно освоил эту территорию. Тамошний народ на «актуальные» выставки валом валит, а российские провинции, к сожалению, отстают… Поскольку авторов волнуют различные научные, психологические проблемы, заботят болевые точки сограждан, - приятного в работах, конечно, недостаточно. Зато есть предмет для анализа. Все, что ни делается сейчас, – шаг вперед. И находятся, поверьте, творцы, которым подобные методы кажутся устаревшими, и они предлагают подходы более радикальные.
Нина Черняева, преподаватель режиссуры областного колледжа культуры: «Пришла на вернисаж, чтобы поддержать бывших студентов, которых уважаю за творческую энергию, фантазию, личностное начало. Оксану Гончар, Вадима Осадчего (куратора курганской части проекта – Г.Б.). Однако не могу сказать, что мне близок такой взгляд на мир».
Ирина Гордиевских, сотрудник областного методобъединения «Культура»: «Отношусь к проекту как к эксперименту. Визуальное искусство уходит в форму, игру, оформление нашей жизни – дизайн, рекламу, кино. Безусловно, большинство представленных здесь экспонатов (объектов, произведений) канет в Лету, но останутся точка зрения, концепция…»
В чем не откажешь современным, «актуальным» выставкам - в способности разжигать страсти, возбуждать дискуссии. В отличие от взыскующих сосредоточенного молчаливого созерцания великих полотен и скульптур прошлого нынешние образцы рождают желание спорить до хрипоты, занимать противоположные позиции, подробно их проговаривать, язвительно шутить и уличать оппонентов либо в отсутствии нравственных ориентиров, либо в излишнем традиционализме. Оттого, должно быть, «круглый стол», развернувшийся вокруг китайской джонки и коротенького наряда юной москвички, длился куда дольше вернисажа…
- Почему я должен воспринимать картину через пояснительный текст? – резонно удивился Арсений Р., студент художественного училища. – Почему, когда я смотрю на шедевр Ван Гога, мне довольно самой работы?
- О любых проблемах можно говорить по-человечески, по-божьи, - подхватывала интонацию искусствовед Елена Ситникова. – Художник, ладно, самовыразился, выплеснулся. Но как объяснить молодежи фильм, основным объектом наблюдения которого являются трусики, выглядывающие из-под девичьей юбки? Что сказать тем, кто ищет релаксации, катарсиса?
- Но мировосприятия неодинаковы, – заметил Вадим Осадчий. – Кого-то излечит классическая акварель, а кого-то «актуальная» живопись Дмитрия Гутова.
- Детей сюда не приведу, - заключил педагог подросткового центра «Элита» Олег Абрикосов, вынимая из чехла гитару. – Давайте, лучше спою Макаревича…
Под звуки старой доброй песни я прощальным взглядом окинула свежую музейную панораму: искаженные сумасшествием лица земляков; карту московского метрополитена; березовую рябь, красноярские «маячки». По-дружески подмигнула беспробудно спящему сормовскому рабочему.
Нет, серьезно, я, как и Нина Михайловна Черняева, всегда рада встрече с командой курганских креативщиков, изобретательных и очень творческих ребят. Выезжая на фестивали, занимаясь просветительством, завоевывая гранты, они раздвигают берега провинциальной культуры, прорубают окна в соседние регионы, а то и подальше.
Но трансроссийский художественный проект «9 тысяч километров», увы и ах, не затронул меня эмоционально, да и интеллектуально не потряс. Трудно избавиться от ощущения вторичности, притянутости за уши, псевдозначительности громко представленной арт-продукции. Очень уж она напоминает кроссворды, шарады, которые после употребления, то есть отгадывания ключевого слова, можно без сожаления выбрасывать в мусорное ведро. С другой стороны, чтобы отделить зерна от плевел, необходим процесс. И лабораторные изыскания, и опыты, и риск, и «пощечины» общественному мнению. В общем, наша замечательная публика вправе сама выбирать…

Категория: Мои статьи | Добавил: ossa (28.03.2009)
Просмотров: 710 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [41]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19