Воскресенье, 05.05.2024, 20:49Приветствую Вас Гость

Вадим ОСАДЧИЙ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Специфика художественной практики ЕАЦСИ в современной социокультурной ситуации. Ольга Науменко.

Ольга Науменко

"Специфика художественной практики ЕАЦСИ

в современной социокультурной ситуации"

Сборник конференции УРГУ. Екатеринбург. 2005

 

В конце ХХ - началеХХI века в мире явственно обозначилась ситуация глобального кризиса. В постимперской России она обостряется процессами, происходящими в стране в течение последних десятилетий (радикальное изменение форм собственности, обилие проводимых реформ и усиливающееся расслоение общества, полного неразрешенных противоречий, а, следовательно, скрытых конфликтов,  но стремящегося к многополюсности убеждений), отражением которых, в частности, является отсутствие толерантности в культуре современной России, оторванность провинции от столичной художественной практики, ее неинформированность в области  актуального искусства.

Необходимость  адаптации общества к новым условиям требуют обновления культурной политики, иных акцентов в деятельности государственных музеев, выставочных центров,  институций, работающих в сфере современного актуального искусства.

Именно эти общественные институты могут стать достойными интерпретаторами культуры прошлого и настоящего, наладить диалог общечеловеческого и национального, традиционного и актуального, служить координации столичных и региональных объединений в области искусства, налаживать сотрудничество пограничных областей науки и культуры в решении проблем современного  искусства.

Особое место в отношении сегодняшнего общества к новому, “иному” занимают проекты, связанные с актуальным творчеством. К нему обращаются ныне как государственные, так и неформальные центры современного искусства. В движение вовлекаются не только культурные столицы и крупные города регионов, но и художественная провинция. Дискуссии о том, каким сегодня быть искусству, музею (пространством “вечных” ценностей, реализации новых образовательных программ, креативных экспериментов и т. д.), происходят в выставочной практике, проведении акций, семинаров, в Интернете.

В Кургане - провинциальном областном центре депрессивного региона, сотрудники художественного музея часто сталкиваются с полной  неготовностью публики к восприятию “нового” искусства, ее вынужденными минимальными знаниями, а потому неприятием современной культуры. Трудно шло создание Центра современного искусства, который открылся в  1999 году.  За последние несколько лет стало очевидно, насколько активна его деятельность в городе и регионе, какие важные направления развития обозначил круг единомышленников - энтузиастов современного искусства - молодых художников, актеров, музыкантов (директор и основатель ЕАЦСИ - 

В. Осадчий - телережиссер, куратор, актуальный художник).

Центр был назван Евразийским в соответствии с основной идеей: стереть географические границы в общении художников “Европы - Азии”, “Запада - Востока”, дать мощный информационно - образовательный толчок молодежи, сблизить искусство и реальность. Проекты ЕАЦСИ предоставили участникам возможность осваивать языки культуры - от архаических до символических -   для создания нового и ведения конструктивного диалога между ними. При этом в творчество вовлекаются зрители, с помощью интерактивных технологий они с художниками участвуют в создании единого пространства информации и искусства, которое отражает кардинальную трансформацию культуры. Ведется, в частности,  поиск ответов на вопросы о современной типологии искусства, о том, насколько оно является частью жизни.

ЕАЦСИ в Кургане консолидировал одаренную молодежь, чьи творческие силы были заявлены в ходе Российского фестиваля “Культурные герои ХХ1 века или в поисках Золушки” (1999-2001 гг., куратор - галерея М. Гельмана, Москва). Он охватил около тридцати городов страны и собрал на итоговую встречу лауреатов в Москве самых интересных участников, обозначив диапазон интересов сегодняшних “актуальщиков” в поэзии, театре, визуальном творчестве. В рамках фестиваля в нашем городе тогда московские эксперты Б. Орлов (скульптор, художник) и Д. Давыдов (критик, председатель Союза молодых литераторов “Вавилон”) отметили “Выставку освобожденной сексуальности”, спектакли и перформансы в стиле театра абсурда по произведениям С. Беккета (режиссер - Э. Шипицын). Состоялись в рамках фестиваля  многочисленные выставки, премьеры музыкальных программ, поэтические вечера, презентация рок-альбома “Сумерки” группы “Девушкин сон”, которая вскоре успешно записала первый альбом и продолжила работу в Санкт-Петербурге и т. д.

Наряду с этим Центр одной из своих задач считает постоянное  знакомство курганцев с молодыми художниками Урала. Выставка “Три К” в программе фестиваля в галерее ЕАЦСИ, затем персональные выставки 2002 года (в сотрудничестве с кураторами и на площадке художественного музея)  композиций-коллажей М. Казанцева “Альфа и Омега”, компьютерной графики Е. Киени “Алфавит” представляли авторов из разных городов, объединенных  нижнетагильской школой живописи с ее склонностью к абстрактной нефигуративной форме - знаку, символу, происходящему от языческих пракорней древних урало-сибирских культур. В свою очередь, Екатеринбург ближе познакомился с  художниками Кургана на выставке “Конец века. Взгляд из провинции”.

Плодотворной стала реализация (в тесном сотрудничестве с искусствоведами, прессой) культурно-просветительного постоянно действующего проекта  “Артотека” в галерее ЕАЦСИ, художественном музее, учебных заведениях Кургана, выставочных площадках Уральского региона. Он направлен на популяризацию современного искусства с целью ориентации мастеров и публики в социо-геокультурной ситуации, заполнения информационной пустоты в провинции, представлении  панорамы  искусства к. ХХ - нач. ХХI вв.. “Артотека” - факт жизни и искусства, заявленный и реализованный в выставочном пространстве, максимально приближенном к зрителю. Это, говоря словами В. Некрасова, “искусство уживаться и выживать, но не за счет другого”,  адресованное прежде всего молодому поколению.  В рамках “Артотеки” на рубеже веков состоялись персональные выставки: М. Казанцева “Papier collе: мусор большой рекламы” (поп-арт), “Музыка цвета” Н. Перминой,  “Свой в чужом краю” Тен Чан Хаоня, “Roman-art: умелое позиционирование субъективного отношения к актуальному”  проект Р. Мялицына) и др.

В 2001 году учреждена ежегодная международная выставка “Артотека - New”, в которой произошло знакомство с Йун Ними (Китай), Ху Бен Лю (Корея), Софи Поаро (Франция), В. Питиримовой и Л. Серовой (Челябинск), художниками других городов Урала, авторами из Кургана. “Артотека” демократична, она исследует данность, фиксирует радикальные конфликты, неожиданные контакты, внутренние противоречия,  разные художественные школы входят в устойчивое равновесие. Постмодернистское сознание свободно вмещает существование на паритетных началах любых когда-либо существовавших идей в духе толерантности, автор и зритель получают равноправие.

Примечательны в этом смысле проекты “День города” 2000,  2001годов с вторжением актуального искусства в городскую среду. Праздник включал несколько акций: выставку-дар “Искусство принадлежит народу” с участием К. Меркурьева (С-Пб.), Н. Евдокимова (Омск), И. Гончарова (Челябинск), формирующую у горожан представление об искусстве, как компоненте, пронизывающем всю жизнь. У пятисот прохожих была также возможность принять участие в создании полотна 2,5 х 3,5м “Курган между двух тысячелетий”, познакомиться с выставкой объектов В. Осадчего “Опыты пространственной меры”, в которой не боящийся эпатировать и сконфузить обывателя автор развивает идею  о сближении элитарного и общего сознания в современном искусстве  и т. д.

ЕАЦСИ также обрел сотрудничество с художественным журналом Хуго Энгельбрехта “State of the Art” и европейским куратором Леной Лапшиной (Австрия) в создании “М - 21”  - международного музея под открытым небом в селе Илецкое близ Кургана. Там, а также на границе Европы и Азии (Челябинская область), на территории первобытной обсерватории “Савин” (село Белозерское Курганской области) в 1999-2000 годах состоялись коллективные акции (“Оттепель”), пленеры (“Дурацкий пейзаж”), на которых были созданы и продемонстрированы объекты, инсталляции, проведен симпозиум с участием художников и искусствоведов Австрии и России (Новосибирск, Курган). Фоторепортаж о событиях был опубликован в журнале, каталогах,  помещен на Web - портале, сайте “Современное искусство в сети” галереи Гельмана. Таким образом, была доказана вновь значимость  искусства Урала, Сибири в современной культуре России. Это позволяет в дальнейшем молодежи, минуя столичный коммерческий арт-рынок, свободно общаться на уровне регионов, с международными институциями, принимая участие в их выставках и проектах ( в 2001-2004годах несколько авторов круга ЕАЦСИ получили приглашения и успешно реализовали свои новые художественные замыслы в стиле landt art в  Австрии, театральные проекты в Екатеринбурге, Германии). Также в Москве в 2002 году состоялась персональная выставка В. Осадчего “Вялотекущий модернизм” - инсталляции с использованием возможностей такого необычного материала, как монтажная пена. 

Со временем  проект М - 21 исчерпал себя по причине узкого круга авторов, работающих в современной стилистике, отсутствия необходимых организационных и финансовых возможностей  у Центра, не имеющего поддержки со стороны местной власти, государственного статуса ( как, например, в Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде или соседнем Екатеринбурге). Достаточно сложно поэтому стало работать стабильно и с выставками “Артотеки”. Определенной вехой стала после закрытия основной галереи Центра выставка “Пилоты вечной мерзлоты” (2003), проведенная совместно с художественным музеем в его залах. Она в своеобразной форме  подвела промежуточные итоги проводимой выставочной политики, продемонстрировала широту интересов ЕАЦСИ (фигуративная и абстрактная живопись, графика, в том числе компьютерная,  инсталляции, коллаж,  аутсайдер арт). Идею М - 21 отчасти продолжил новый проект - “Зона 0 art” - очередное смелое вторжение искусства в повседневную, не задумывающуюся о нем жизнь. Местом “освоения” для дальнейшего проведения акций и театрализованных действ курганских актуальщиков и их гостей из соседних городов  был избран (по принципу усиления контраста “прекрасное-безобразное”) теперь не прекрасный уголок нетронутой зауральской природы, а жесткое, брутальное пространство промзоны ничем не примечательной   отдаленной окраины в черте Кургана.  

Сложившаяся ситуация заставила ЕЦСИ для реализации дальнейших планов, связанных с “Артотекой”, обратиться к системе грантов. По результатам конкурса, проведенного в 2003 году,  Центру в лице его директора В. Осадчего был присужден грант Президента РФ “на осуществление культурно-просветительского проекта по пропаганде современного искусства среди молодежи УрФО”, который будет осуществляться  в течение ближайшего, 2005 года.

Предполагается открыть пять постоянно действующих галерей “Артотеки” в университетах округа (Курган, Ханты-Мансийск и т.д.) с продуманной системой сменных выставок современного искусства, открывающих  имена молодых авторов для студенчества -  исходя из наработанного опыта, наиболее продвинутой, думающей части потребителей новых форм творчества. Для того, чтобы найти и зафиксировать новых авторов, ввести их в круг художественной жизни при помощи “Артотеки”, кураторы Центра отправятся в экспедиции по двадцати пяти городам округа. Так, в Катайске Курганской области живут и работают, постоянно принимая участие в акциях ЕЦСИ яркие представители нижнетагильской школы С. Мокроусов, А. Вахрушев (переехал недавно в Салехард), в Каменске-Уральском Свердловской области пять авторов постоянно сотрудничают с Центром. В Магнитогорске Челябинской области их около десяти, в Нижнем Тагиле - тридцати. Самое большое поле деятельности предстоит освоить в Екатеринбурге.  В итоге все найденные сведения, зафиксированные на цифровое фото, пополнят электронный архив  ЕЦСИ и будут размещены на его сайте в Интернете, открытом для всех желающих,  послужат материалом для искусствоведческих статей, каталогов, конференций. Будет издан обобщающий иллюстрированный справочник по современному искусству УрФО. 

Итак, наметились смысловые акценты будущего развития искусства. Прогнозировать его поможет синхронный анализ, в котором мы постарались вычленить новые явления, дав краткий обзор некоторых подходов, которые входят в ближайшие задачи ЕЦСИ. Он по-прежнему стремится к игровым, коллективным формам творчества, их синтезу, мультимедийным проектам и участию в создании глобального пространства культуры. Тогда вместо понятия провинции индивидуальное и своеобразное в этом контексте становится общим достоянием.

Актуальное искусство участвует в переоценке ценностей внутри и на границах художественного пространства. Во множественности практик обозначается сложный статус действительности , в которой (в том числе усилиями “актуальщиков”) происходит развитие демократических устоев российского общества, движение к достижению в нем равноправного диалога, взаимопонимания.
Категория: Мои статьи | Добавил: ossa (28.03.2009)
Просмотров: 883 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [41]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19