Воскресенье, 24.11.2024, 14:48Приветствую Вас Гость

Вадим ОСАДЧИЙ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Пилоты вечной мерзлоты. Объекты и субъекты второго этажа. Галина Бухарина.

Галина Бухарина.

«Пилоты вечной мерзлоты». 

Объекты и субъекты второго этажа.

Газета «Зауралье» 18.01.2003


В недрах степенного, ровно дышащего областного художественного музея забился учащенный пульс центра современного искусства. Своего рода оппоненты в недавнем прошлом - они сошлись на том, что здешней публике дороги и традиции, и тенденции. И хорошо отстоявшиеся в фондах полотна, и прямо на глазах возникающие техники, приемы, мировоззрения.

Старший брат (надо ли объяснять - кто?) любезно предоставил младшему крышу над головой, часть помещения и умудренных опытом консультантов, а взамен получил тягу к экспериментам, страсть к открытиям и приток неформальных посетителей. Лидер ЦСИ Вадим Осадчий и его соратники открыли на первом этаже арт-салон, через который прошло немало свежих имен. А в канун 2003 года современное искусство проникло и на второй этаж, обосновавшись там под незатейливым девизом «Пилоты вечной мерзлоты».

Хотите, принимайте заглавие за звонкую соловьиную трель, хотите - копайтесь в нем, словно в хитром механизме. Уверена - вы разберетесь...

Пилоты - потому что первыми взялись массово приобщать курганцев к подобным формам изображения действительности. А вечная мерзлота – есть в том сермяжная правда: и географическая, и эстетическая. Больно уж удалена российская провинция от российских столиц.

Итак - 2-й этаж, «Пилоты вечной мерзлоты», 25 экспонатов. Среди них: живопись, графика, фотографии; ассамбляжи, объекты, инсталляции. Авторы из Кургана, Челябинска, Екатеринбурга, Салехарда...

Короткие комментарии Вадима Осадчего и развернутые - искусствоведа Любови Кочариной к моим робким попыткам проникнуть в таинственный мир аллюзий и ассоциаций.

-... Современное - это довольно просто. Идущее в ногу со вре¬менем, создаваемое при нашей жизни...

-  Но, простите, жизнь юной школьницы и согбенного старца имеют разные временные диапазоны?

Л.К.:

-  Однако они пересекаются. Возьмем   за эталон отре¬зок лет этак в сто. Я, допус¬тим, через одно рукопожатие знако¬ма с Маяков¬ским.

В.О.:

- Сейчас утвердилась такая терминология: искусство   современников, то есть весь поток, представительство всех существующих сегодня поколений и направле¬ний, и актуальное искусство. -   На Западе говорят: modern  и сontemorary. Актуально е – это здесь и сейчас.

Л.К.:

- Актуальное - поиски другого языка.

В.О.:

- Преимущественно новых технологий. На данной выставке – работа Романа Мялицина «Сплю и вижу», сделанная с помощью сканера. Она уже вошла в историю современного искусства, аналогов нет, по крайней мере, опубликованных...

 

*   *   *

Загадочное «Сплю и вижу», возведенное Осадчим в ранг един¬ственного актуального творения на выставке, запечатлело самого Ва¬дима в состоянии грезы или иного внутреннего созерцания, глядящего на нас через прозрачную точ¬но сымитированную ледяную пле¬ночку.

Льда - то бишь главного атрибута вечной мерзлоты - тут вообще много понаколото: и над, и под, и вдоль. Правда, при ближайшем рассмотрении он оказывается полиэтиленом, но свою функцию выполняет - оттеняет изощренные и аскетичные фантазии художников. Осторожно! Не наступить бы на коллаж! Веселый, декоративный, будто вытаявший на горячем сол¬нце зимний «секретик». Чьих рук дело? Читаем... Опять же Вадима; «Эскизы к жи¬вописи».

- А где та живопись? - Впереди...

- Зрители привыкли   за вывеской «актуальное», «современное» усматривать нечто обязательно хулиганское, скандальное, едва ли не экстремистское?

В.О.:

-   Хулиган¬ство наше зак¬лючалось лишь в том, что мы объединили, смешали  известных и мало известных авторов. Принцип центра - никаких границ, деления на значимое и незначимое. Почему соседствуют ранний Потеряев и по¬здний Вахрушев? Мы стремимся показать художника с лучшей стороны либо в другом - нежели раньше - ракурсе.

Л.К.:

- Я думаю, современное искусство прежде всего определя¬ется новым мышлением, а потом - технологическими прорывами. Мне не очень интересны вещи, апеллирующие только к интеллекту, равнодушные к сфере чувств, эмоций. Актуальщики подчас грешат псевдооткровениями, похожими на голое платье короля. Броское название подменяет и философию, и уровень мастерства. К счастью, наша выставка такого налета практически лишена.

А случаются у молодых экспериментаторов и находки. Социально-психологического плана. Посетителям  курганского ЦСИ как-то вручали наклейки со словами: «Страха нет». Весьма актуально!  Или художница Лена Лапшина, переехав на постоянное место жительства в Австрию, долго носила бейдж с надписью на немецком языке «чужеземец». Жест протеста. Тогда австрийские политики всерьез собирались «метить» эмигрантов и туристов особым образом.

- Умения рисовать эта находка не требует.

- Но требует умения придумывать!

Примеров того, о чем вспомнилось искусствоведу, бредущему сквозь вечную мерзлоту навстречу истинным шедеврам, - выставка «пилотов» не предлагает. Она не бросает вызов власти, не свергает авторитеты, не смакует человеческие синдромы и комплексы... и все-таки старательно уходит от натуры, от легко прочитываемых сюжетов, предметов в лабиринты фантомов, глубины во¬ображения.

Игра форм, линий, объемов: цветовых масс, света и тени, художественные метафоры. Умиротворяющие абстракции Екатерины Киеня; неопознаваемая, но живая растительность на картинах Натальи Петренко. Целый блок отдан Нижнетагильской школе, островыразительной и  узнаваемой в почерках Ири¬ны Бабушки¬ной, Екатерины Репкиной, Андрея Вахрушева, Кон¬стантина Шохова. Знаковая живопись Виктории Питиримовой, структурная - Эдуарда Дудина: будто синеватые ячейки-соты заполня¬ются золотис¬тым медом. Символы Тэн Чан Хаоня, белые рельефы из резной бумаги Петра Булатова, фоторебусы Аннона Брословца…

- Довольно Затруднительно увидеть в них традиционные пейза¬жи, портреты, натюрморты?

Л.К.:

- Применительно к современному искусству удобнее пользо¬ваться определением «композиция», которая содержит в себе элементы всех вышеперечисленных жанров.

Целый уголок подарен «пилотами» плодовитому художнику-мыслителю из Каргаполья Юрию Потеряеву. Вызывают вопросы и его занимательные объекты, и коллажи, и геометрически выстроенная в духе Малевича фигура универсального искусствоведа.

Марина Емельянова, Андрей Федотов, Олег Бровин... Произведения многих участников проекта выдают в них активных пользователей компьютеров и прочей техники.

Л.К.

- Конечно, это диктует и содержание и форму работ, даже способ мышления.

-  И требует подготовленного зрителя?

-  Подготовка никому не помешает.

В.О.:

- Сегодняшней молодежи такой язык гораздо ближе, доступнее.

Прервем экскурсию, чтобы отдышаться и согреться - в вечной мерзлоте, согласитесь, опасно застревать надолго.

А если серьезно, спасибо инициаторам выставки и их союзникам за очередную пор¬цию интеллектуально-энергетического топлива. Культурная провокация - прекрасная прививка от застоя, стереотипов восприятия и поведения. И не только художествен¬ного. Весьма вероятно, что отдельные модернэкспонаты перекочуют из индивиду¬альных лаборатории в музейные коллекции и станут источником долговременного наслаждения для понимающих людей.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ossa (25.03.2009)
Просмотров: 710 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории каталога
Мои статьи [41]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19