Пилоты вечной мерзлоты. Объекты и субъекты второго этажа. Галина Бухарина.
ГалинаБухарина.
«Пилоты
вечной мерзлоты».
Объекты
и субъекты второго этажа.
Газета
«Зауралье» 18.01.2003
В недрах
степенного, ровно дышащего областного художественного музея забился учащенный
пульс центра современного искусства. Своего рода оппоненты в недавнем прошлом -
они сошлись на том, что здешней публике дороги и традиции, и тенденции. И
хорошо отстоявшиеся в фондах полотна, и прямо на глазах возникающие техники,
приемы, мировоззрения.
Старший брат
(надо ли объяснять - кто?) любезно предоставил младшему крышу над головой,
часть помещения и умудренных опытом консультантов, а взамен получил тягу к
экспериментам, страсть к открытиям и приток неформальных посетителей. Лидер ЦСИ
Вадим Осадчий и его соратники открыли на первом этаже арт-салон, через который
прошло немало свежих имен. А в канун 2003 года современное искусство проникло и
на второй этаж, обосновавшись там под незатейливым девизом «Пилоты вечной
мерзлоты».
Хотите,
принимайте заглавие за звонкую соловьиную трель, хотите - копайтесь в нем,
словно в хитром механизме. Уверена - вы разберетесь...
Пилоты -
потому что первыми взялись массово приобщать курганцев к подобным формам
изображения действительности. А вечная мерзлота – есть в том сермяжная правда:
и географическая, и эстетическая. Больно уж удалена российская провинция от
российских столиц.
Итак - 2-й
этаж, «Пилоты вечной мерзлоты», 25 экспонатов. Среди них: живопись, графика,
фотографии; ассамбляжи, объекты, инсталляции. Авторы из Кургана, Челябинска,
Екатеринбурга, Салехарда...
Короткие
комментарии Вадима Осадчего и развернутые - искусствоведа Любови Кочариной к
моим робким попыткам проникнуть в таинственный мир аллюзий и ассоциаций.
-...
Современное - это довольно просто. Идущее в ногу со вре¬менем, создаваемое при
нашей жизни...
-Но, простите, жизнь юной школьницы и
согбенного старца имеют разные временные диапазоны?
Л.К.:
-Однако они пересекаются. Возьмемза эталон отре¬зок лет этак в сто. Я,
допус¬тим, через одно рукопожатие знако¬ма с Маяков¬ским.
В.О.:
- Сейчас
утвердилась такая терминология: искусствосовременников, то есть весь поток, представительство всех существующих сегодня
поколений и направле¬ний, и актуальное искусство. -На Западе говорят: modernи сontemorary. Актуально е – это здесь и
сейчас.
Л.К.:
- Актуальное
- поиски другого языка.
В.О.:
-
Преимущественно новых технологий. На данной выставке – работа Романа Мялицина
«Сплю и вижу», сделанная с помощью сканера. Она уже вошла в историю
современного искусства, аналогов нет, по крайней мере, опубликованных...
***
Загадочное
«Сплю и вижу», возведенное Осадчим в ранг един¬ственного актуального творения на
выставке, запечатлело самого Ва¬дима в состоянии грезы или иного внутреннего
созерцания, глядящего на нас через прозрачную точ¬но сымитированную ледяную
пле¬ночку.
Льда - то
бишь главного атрибута вечной мерзлоты - тут вообще много понаколото: и над, и
под, и вдоль. Правда, при ближайшем рассмотрении он оказывается полиэтиленом,
но свою функцию выполняет - оттеняет изощренные и аскетичные фантазии
художников. Осторожно! Не наступить бы на коллаж! Веселый, декоративный, будто
вытаявший на горячем сол¬нце зимний «секретик». Чьих рук дело? Читаем... Опять
же Вадима; «Эскизы к жи¬вописи».
- А где та
живопись? - Впереди...
- Зрители
привыклиза вывеской «актуальное»,
«современное» усматривать нечто обязательно хулиганское, скандальное, едва ли
не экстремистское?
В.О.:
-Хулиган¬ство наше зак¬лючалось лишь в том,
что мы объединили, смешалиизвестных и
мало известных авторов. Принцип центра - никаких границ, деления на значимое и
незначимое. Почему соседствуют ранний Потеряев и по¬здний Вахрушев? Мы
стремимся показать художника с лучшей стороны либо в другом - нежели раньше -
ракурсе.
Л.К.:
- Я думаю,
современное искусство прежде всего определя¬ется новым мышлением, а потом -
технологическими прорывами. Мне не очень интересны вещи, апеллирующие только к
интеллекту, равнодушные к сфере чувств, эмоций. Актуальщики подчас грешат
псевдооткровениями, похожими на голое платье короля. Броское название подменяет
и философию, и уровень мастерства. К счастью, наша выставка такого налета
практически лишена.
А случаются
у молодых экспериментаторов и находки. Социально-психологического плана.
Посетителямкурганского ЦСИ как-то
вручали наклейки со словами: «Страха нет». Весьма актуально!Или художница Лена Лапшина, переехав на
постоянное место жительства в Австрию, долго носила бейдж с надписью на
немецком языке «чужеземец». Жест протеста. Тогда австрийские политики всерьез
собирались «метить» эмигрантов и туристов особым образом.
- Умения
рисовать эта находка не требует.
- Но требует
умения придумывать!
Примеров
того, о чем вспомнилось искусствоведу, бредущему сквозь вечную мерзлоту
навстречу истинным шедеврам, - выставка «пилотов» не предлагает. Она не бросает
вызов власти, не свергает авторитеты, не смакует человеческие синдромы и
комплексы... и все-таки старательно уходит от натуры, от легко прочитываемых
сюжетов, предметов в лабиринты фантомов, глубины во¬ображения.
Игра форм,
линий, объемов: цветовых масс, света и тени, художественные метафоры.
Умиротворяющие абстракции Екатерины Киеня; неопознаваемая, но живая
растительность на картинах Натальи Петренко. Целый блок отдан Нижнетагильской
школе, островыразительной иузнаваемой в
почерках Ири¬ны Бабушки¬ной, Екатерины Репкиной, Андрея Вахрушева, Кон¬стантина
Шохова. Знаковая живопись Виктории Питиримовой, структурная - Эдуарда Дудина:
будто синеватые ячейки-соты заполня¬ются золотис¬тым медом. Символы Тэн Чан
Хаоня, белые рельефы из резной бумаги Петра Булатова, фоторебусы Аннона
Брословца…
- Довольно
Затруднительно увидеть в них традиционные пейза¬жи, портреты, натюрморты?
Л.К.:
-
Применительно к современному искусству удобнее пользо¬ваться определением
«композиция», которая содержит в себе элементы всех вышеперечисленных жанров.
Целый уголок
подарен «пилотами» плодовитому художнику-мыслителю из Каргаполья Юрию
Потеряеву. Вызывают вопросы и его занимательные объекты, и коллажи, и
геометрически выстроенная в духе Малевича фигура универсального искусствоведа.
Марина
Емельянова, Андрей Федотов, Олег Бровин... Произведения многих участников
проекта выдают в них активных пользователей компьютеров и прочей техники.
Л.К.
- Конечно,
это диктует и содержание и форму работ, даже способ мышления.
-И требует подготовленного зрителя?
-Подготовка никому не помешает.
В.О.:
-
Сегодняшней молодежи такой язык гораздо ближе, доступнее.
Прервем
экскурсию, чтобы отдышаться и согреться - в вечной мерзлоте, согласитесь,
опасно застревать надолго.
А если
серьезно, спасибо инициаторам выставки и их союзникам за очередную пор¬цию
интеллектуально-энергетического топлива. Культурная провокация - прекрасная
прививка от застоя, стереотипов восприятия и поведения. И не только
художествен¬ного. Весьма вероятно, что отдельные модернэкспонаты перекочуют из
индивиду¬альных лаборатории в музейные коллекции и станут источником
долговременного наслаждения для понимающих людей.