Дмитрий
Быков
"Портрет
Пушкина с его кузнечиком"
Журнал
"Cher AMI". 2.2003.
Вот
уже
четыре года в
Кургане существует прелюбопытная
организация - Евразийский
центр современного
искусства.
Все это время
амбициозные молодые
подвижники пытаются пропагандировать
в городе и за
его пределами актуальное
в наши дни
искусство, почти ничего
на
этом не зарабатывая,
что многим может
показаться научной фантастикой
- ведь, казалось бы,
времена подвижничества
прошли.
Но это не
так.
Современному
некоммерческому
искусству в России
вообще живется несладко.
Лишь недавно в
столице открылся Государственный
центр
современного
искусства, сориентированный
в
основном на пропаганду
столичных художников за
рубежом.
В Москве есть
еще галерея Марата
Гельмана и культурный центр
«Дом». По мнению
директора Евразийского
центра
современного искусства, художника
Вадима Осадчего,
мы отстали в
культурном развитии от
Запада почти на
столетие!.. А ведь
в начале века
мировым центром изобразительного
искусства
была
именно Россия. Надо
наверстывать.
Первые
центры
современного искусства появились
в Западной Европе
в пятидесятые
годы.
Начинались как кружки
при библиотеках и
университетах, превратились
со
временем в огромные
роскошные
музеи
и институты вроде
Центра
Д.Помпиду
в Париже. Хочется
верить, что такая
же судьба ждет
и центры. В свое время,
между прочим, Курганский ЕЦСИ
был едва ли
не первый в России
имевший собственную
галерею.
У Московского ГЦСИ
ее не
было.
И до сих
пор во всех
крупных
городах остро не
хватает выставочных
площадей
для некоммерческого
искусства.
На
старте
нашим ребятам повезло:
удалось получить грант
от Союза правых
сил и снять
чудесный собственный домик
в центре города. Уютное
здание на улице
Гоголя во дворе
магазина «Подарки» словно
магнит притягивало к
себе молодых людей,
ищущих новые краски,
звуки, ощущения. Чуть
ли не еженедельно здесь
проходили вернисажи,
частенько: - концерты рокеров,
авангардистов,
бардов, экспериментальные
театральные постановки —
такого наш город
до сей поры
не видел. К сожалению,
в один далеко
не прекрасный
момент
центр потерял это
здание (сейчас оно
принадлежит Дворцу детского
и юношеского творчества)
и, помыкавшись
по разным точкам, нашел
в конце концов
приют в областном
художественном
музее, за что
горячо благодарит его
сотрудников.
Изобразительное
искусство
в провинциальных
российских городах сегодня
находится на
примитивном уровне,
- говорит Вадим Осадчий.
Даже до русского
авангарда еще не
доросли! В 1980 году
мы в Кургане
находились на очень
высоком для того
времени уровне. Все
были бунтарями
и революционерами.
Но
все это утрачено.
Художника губит
коммерческое искусство. Очень
многие уехали на
Север, в Москву и Питер.
Мы,
как
можем, пытаемся пропагандировать
новое, воспитывать публику.
И успехи уже
есть. Наш просветительский
проект «Артотека» - выездные
выставки современного
искусства в
учебных
заведениях, в учреждениях,
на предприятиях
-
как
раз и создан,
чтобы донести новое
до людей. У
центра есть свое небольшое
собрание - около двухсот
произведений современного
искусства
из России и
дальнего зарубежья. В
результате люди начинают
разбираться в новых направлениях в искусстве, у них
появляется желание (пусть
просто желание) иметь
такие работы в
собственных коллекциях. Значит,
работаем не зря.
Все,
что
делаем, - по личной
инициативе и за
свой счет. Гранты
сейчас получить практически
невозможно. В России
денег
нет, а иностранцев
не интересует наш
регион. Деньги мы
зарабатываем на другом.
Я, например, телережиссер
и дизайнер. Мне
заказывают фильмы клиенты
из других регионов.
То,
что зарабатываю, вкладываю
в искусство.
В
продолжение
Вадим с сожалением
заметил, что ЕЦСИ
больше известен в Челябинске
и Ханты-Мансийске,
чем в родном городе.
Центр, надо признать,
очень активен в
других регионах. Его
там хорошо
знают и уважают.
Кстати, сейчас работы
Вадима Осадчего участвуют
в выставках в
Нижнем Тагиле и
Калининграде.
Что
сейчас
считается в изобразительном
искусстве модным и
актуальным? Чрезвычайно популярны
разнообразные
психологические
обманки. Заходит, к
примеру,
зритель
в зал, а
там - искривленный
пол
или вообще вырыта
яма в полу.
Была такая забавная
серия:
у Юрия Потеряева
- портреты Пушкина, Сальвадора
Дали и других
светил, и у
каждого на носу
сидело по насекомому:
у
Пушкина - кузнечик, у
Дали - таракан. Один
из главных
критериев - использование
современных
технологий. Актуальное искусство
часто выходит за
рамки чисто изобразительного,
создается
некий
интересный синтез. Высоко
ценится креативность.
Вообще
в современном искусстве
все чаще преобладают
психотехнологии.
Что
происходит
нового и позитивного?
ЕЦСИ сейчас, можно
смело
сказать,
раскрутил на уровне
Уральского региона несколько
местных художников.
Вместе
с Романом Мялициным
Вадим готовит мощный,
пока еще засекреченный
провокативный проект «Авантюр-арт» - это
попытка создать ни
много ни мало
новое направление в
современном искусстве! В
работе любопытный интернет-проект «Реальное искусство»,
в котором участвуют
домохозяйки, бывшие зэки,
милиционеры, наркоманы и
так далее. В
планах также создание
в рунете большого
справочного
портала
по искусству «Eurasian
ART».
|